АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Скажем сразу, что всё ещё продолжаются, точнее — последние штрихи уже ремонтные в здание консерватории но мне кажется. Андрей, мы с вами сейчас поразим наших зрителей очень мощно, потому что, как я понимаю вот это помещение бывшей домовой церкви консерватории, оно появилось — вот роспись восстановлена только во время реставрации. До этого роскошества ничего не было.
АНДРЕЙ АЛЕКСЕЕВ-БОРЕЦКИЙ, главный специалист кабинета истории консерватории Санкт-Петербургской Государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова:
Ну, конечно. Но понимаете, нужно отдать должное нашим предшественникам, которые во время гонений на церкви в 20-е годы просто закрасили эти полотна. Часть, действительно, восстановлена по эскизам, но большая часть — она слава богу сохранилась, в данном случае картина Рождества, затем, если мы посмотрим на Евангелистов — вот это всё было сохранено, то есть как бы это всё было закрашено, и реставраторы, очищая слой за слоем, обнаружили вот большую часть этой живописи, причём можно сказать, что это не фрески, как может показаться, это живопись на холсте и холсты приклеены к стенам.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
А давайте мы историю этой росписи вспомним? Как я понимаю надо этим убранством работали два архитектора и художника — Рябушкин прежде всего …
АНДРЕЙ АЛЕКСЕЕВ-БОРЕЦКИЙ, главный специалист кабинета истории консерватории Санкт-Петербургской Государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова:
Андрей Рябушкин и Виктор Беляев.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
… и как я понимаю, они ездили в Ростов, по древнерусским городам, вдохновлялись допетровскими церковным указом?
АНДРЕЙ АЛЕКСЕЕВ-БОРЕЦКИЙ, главный специалист кабинета истории консерватории Санкт-Петербургской Государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова:
Да, да, если мы с вами посмотрим на живопись. которая у нас с вами находится на восточной стене «о Тебе радуется благодатная всякая тварь, ангельский собор и человеческий род» – собственно, это торжество Пресвятой Богородицы. Напомню, что храм был в честь Рождества Пресвятой Богородицы, потому что 8 сентября — основание консерватории, поэтому, собственно, всё, что связано с Богоматерью. Виктор Беляев написал доклад на имя министра внутренних дел, где описывал буквально пошагово всю роспись, абсолютно каждый миллиметр. Был только один интересный момент, если вы обратите внимание с правой стороны стоит Давид с гуслями, причём у нас была единственная фотография с проекцией на эту стену, по которой, собственно, художники воссоздавали это полотно, фотография была не очень чёткая — это 1896 год, и художники не могли понять, что держит Давид в руках, и изначально он просто стоял с разверзнутыми руками на первом варианте нового полотна. И вот когда нашли документы, в которых описано, что Давид держит гусли, естественно, мы сразу же сообщили об этим художникам, они говорят «Боже мой, так вот, что он, оказывается, держит!» и гусли были дорисованы.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
То есть это не просто уникальная работа реставраторов, это ещё и кропотливая научно-историческое исследование.
Кстати, вопрос банальный, Андрей, только не ругайте меня за него, а для чего консерватории нужна была домовая церковь?
АНДРЕЙ АЛЕКСЕЕВ-БОРЕЦКИЙ, главный специалист кабинета истории консерватории Санкт-Петербургской Государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова:
Дело в том, что подавляющее большинство учащихся — это люди православного вероисповедания. В консерватории преподавался помимо других точных наук также и предмет под названием «Закон Божий». И вот для того чтобы дети больше влагались в православную веру и воспитывались, была, в том числе основана или сказать построена эта домовая церковь. Второе, здесь никогда не венчали и не крестили, и если вы обратите внимание — у нас с вами такая полу-православная церковь, если так можно сказать, она всё- таки в большей степени экуменическая, потому что, как вы знаете до революции в православных соборах витражей не было. Здесь отпевали людей, то есть когда умирали профессора, тело выставлялось в центре этой церкви для прощания, и здесь отпевали не только православных, но и католиков, и лютеран — общая христианская церковь, если так можно сказать. Но самое такое масштабное событие, которое здесь состоялось, это отпевание Николая Андреевича Римского-Корсакова, оно происходило прямо здесь.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Что будет в этом помещении теперь ?
АНДРЕЙ АЛЕКСЕЕВ-БОРЕЦКИЙ, главный специалист кабинета истории консерватории Санкт-Петербургской Государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова:
Это по решению руководства консерватории репетиторий для древнепевческого искусства.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Идеально, здесь акустика какая-то потрясающая.
АНДРЕЙ АЛЕКСЕЕВ-БОРЕЦКИЙ, главный специалист кабинета истории консерватории Санкт-Петербургской Государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова:
Акустика здесь фантастическая, да-да.