В гостях у программы «Утро в Петербурге» Иван Гарманов, хранитель коллекции мебели, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа.
Тимофей Зудин, ведущий: Сейчас мы перенесемся во времена Александра II, чтобы заглянуть в один из самых утонченных и личных интерьеров Зимнего дворца. Это Малиновый будуар императрицы Марии Александровны, созданный в 1853-м году в модном тогда стиле рококо.
Людмила Ширяева, ведущая: Будуар стал воплощением женственности, уюта и изысканного вкуса эпохи. Здесь хозяйка принимала самых близких, вела переписку, размышляла и мечтала. Поговорим о тайнах убранства уникальных предметов мебели, истории стиля и его возрождения.
Тимофей Зудин, ведущий: Что такое Малиновый будуар? Какую роль он играл в жизни обитателей Зимнего дворца?
Иван Гарманов, хранитель коллекции мебели, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: В то время Зимний дворец был поделён на две половины. В данном случае половина наследника, цесаревича Александра Николаевича, будущего императора Александра II, и его молодой супруги Марии Александровны. Они поженились весной 1841-го года, и к этому времени архитектор Карл Павлович Брюллов отделывает половину для принцессы Марии Александровны, уроженки Дармштадта, Германии. Чётко формируется набор апартаментов: почивальня, ванная, будуар, кабинет, гостиная и далее парадный Белый зал.
Людмила Ширяева, ведущая: Мы знаем, что будуар был синим, потом он стал малиновым. Сохранились ли свидетельства о том, что побудило Марию Александровну изменить цвет? Какую роль в этом сыграл архитектор Гаральд Боссе?
Иван Гарманов, хранитель коллекции мебели, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Мария Александровна, выйдя замуж, рожает детей. Это счастливая семья, и можно понять психологию молодой женщины с прекрасными детьми и любящим мужем. По крайней мере, до Крымской войны у них было всё прекрасно. Она периодически реконструирует свои апартаменты – не только будуар, но и все комнаты перестраивала в разные годы. Чтобы не закрываться на год, работы проводились в летний сезон, по очереди – Синяя спальня, Малиновый будуар, кабинет и гостиная, ныне известная как Золотая гостиная. Она всё это переделывала, потому что ей было интересно, и она обустраивала свой быт.
Тимофей Зудин, ведущий: Какой был функционал у будуара? Какую часть времени императрица в нём проводила и что делала?
Иван Гарманов, хранитель коллекции мебели, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Он располагался между Синей спальней и Большим кабинетом. Большой кабинет называется так, потому что в документах Брюллова иногда встречается термин «малый кабинет». Два кабинета во дворце – это нормально. Именно там она принимала приближённых, и сама занималась делами.
Тимофей Зудин, ведущий: То есть это не просто привести себя в порядок и выйти в свет?
Иван Гарманов, хранитель коллекции мебели, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: У неё была ещё туалетная комната и один кабинет. Она принимала гостей, в том числе мужчин известных личностей – Тютчева и Василия Андреевича Жуковского, который обучил её русскому языку и привил любовь к русской культуре, которую она прекрасно знала.
Людмила Ширяева, ведущая: Сколько подлинных аутентичных предметов сохранилось в будуаре? Есть ли там предметы мебели знаменитой фирмы братьев Гамбс?
Иван Гарманов, хранитель коллекции мебели, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Там всё подлинное, реставрация касалась именно сохранения того, что там находилось. После революции некоторые комнаты были демонтированы, но эту часть сохранили и даже восстановили. В 1928-м году в СССР приезжал Аманулла-хан из Афганистана и несколько дней жил в этих комнатах, благодаря чему они хорошо сохранились. Что касается гамбсовой мебели – это та самая мебель из «12 стульев» именно того периода. К тому же архитектор Гаральд Боссе, который отделывал эти апартаменты, был вторым браком женат на дочери Гамбса – Александре Шарлотте.
Людмила Ширяева, ведущая: То есть мебель все эти годы хранилась отдельно, она была законсервирована, её просто вернули в историческое помещение?
Иван Гарманов, хранитель коллекции мебели, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Малиновый будуар не разбирали, он сохранился.
Людмила Ширяева, ведущая: Насколько сложно работать реставратором?
Иван Гарманов, хранитель коллекции мебели, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Первый принцип реставраторов – не навреди, как у врачей. Не умеешь – не лезь, сначала научись. Работа очень интеллектуальная, мне она лично очень нравится. Там работают люди-энтузиасты. Это и сложно, и интересно, и время летит незаметно.
Тимофей Зудин, ведущий: Этой обивке мебели, я так понимаю, уже больше полувека.
Иван Гарманов, хранитель коллекции мебели, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Насколько я помню, в послевоенный период в Подмосковье была фабрика, которая выпускала ткани по старинным образцам. Сейчас, насколько известно, она уже не существует. Эти ткани – репликаты, изготовленные для Эрмитажа в большом количестве. В послевоенный период их активно использовали для обивки мебели.
Тимофей Зудин, ведущий: Почему они выглядят как новые? В чём секрет?
Иван Гарманов, хранитель коллекции мебели, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Секрет, наверное, в том, что на этой мебели нельзя сидеть. Её нужно беречь. Более того, мебель для экспозиции обтягивают внатяг, в отличие от мебели для сидения, поэтому на неё категорически нельзя садиться, иначе порвёшь обивку. Это выставочный вариант.
Людмила Ширяева, ведущая: Есть ли в интерьере какие-то особые вещицы, узоры, которые на первый взгляд незаметны посетителю?
Иван Гарманов, хранитель коллекции мебели, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Я хочу вас огорчить, но гарнитур достаточно типовой, кроме того, что он богато отделан.
Тимофей Зудин, ведущий: А в оформлении будуара?
Иван Гарманов, хранитель коллекции мебели, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Оформление тоже достаточно стандартно для середины века, когда народ помешался на втором рококо.
Тимофей Зудин, ведущий: Какие детали стиля можно увидеть в этом будуаре? Что нам говорит о стиле рококо?
Иван Гарманов, хранитель коллекции мебели, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Стиль рококо – это прежде всего красота линий. Завитушки в виде раковин, характерные для рококо, также присутствуют. Кроме того, этому стилю присуще отсутствие симметрии. Он отсылает к середине XVIII века, ко времени Людовика XV и его фаворитки мадам Помпадур. Поэтому рококо также называют стилем Помпадур. Интерес к этому стилю возник у прабабушек и прадедушек в XIX веке, сначала в 1830-1840-е годы, затем в 1850-е, и продолжался вплоть до революции.