В гостях у программы «Утро в Петербурге» Илья Замоторин, ученик Президентского физико-математического лицея №239, победитель Международной математической олимпиады. На связи со студией программы «Утро в Петербурге» Кирилл Сухов, руководитель сборной команды РФ по математике и ресурсного центра Президентского физико-математического лицея № 239.

Василий Киров, ведущий: Российские школьники завоевали пять золотых и одну серебряную медаль на 66-й Международной математической олимпиаде, который прошёл в Австралии. Это крупнейший и наиболее престижный из всех международных интеллектуальных турниров. Среди старшеклассников были представители более ста стран. Среди них оказался и наш петербуржец.

Ксения Бобрикова, ведущая: Чем отличаются международные олимпиады от привычного формата?

Кирилл Сухов, руководитель сборной команды РФ по математике и ресурсного центра Президентского физико-математического лицея № 239: Международные олимпиады по математике сильно не отличаются от наших, задачи примерно такие же. Формат немного другой: продолжается 4,5 часа, а в российских обычно 5 часов, и задач там 3 вместо 4-х. В остальном похожи, иногда задачи сложнее, иногда проще, как в этом году. Темы схожие можно встретить на районных, городских или региональных олимпиадах.

Василий Киров, ведущий: Волновались ли на Олимпиаде?

Илья Замоторин, ученик Президентского физико-математического лицея №239, победитель Международной математической олимпиады: В этом году я волновался меньше, потому что в прошлом году была Международная олимпиада, потом китайская, сборные ездили. Уже есть опыт участия в Международных олимпиадах.

Ксения Бобрикова, ведущая: Кто принимает решение об участии в Олимпиаде?

Илья Замоторин, ученик Президентского физико-математического лицея №239, победитель Международной математической олимпиады: Отбор длится примерно год и включает несколько этапов сборов, на каждом из которых происходит отсев. В итоге остаётся шесть человек, которые едут в составе сборной на Олимпиаду.

Василий Киров, ведущий: Почему выбрали именно математику?

Илья Замоторин, ученик Президентского физико-математического лицея №239, победитель Международной математической олимпиады: Не могу сказать, почему именно математика. Я просто пошёл в кружок в 4-ом классе, потом начало получаться, стал писать более серьёзные олимпиады, в том числе Всероссийские. Так дальше и дошло до международной

Кирилл Сухов, руководитель сборной команды РФ по математике и ресурсного центра Президентского физико-математического лицея № 239: У всех одинаково: сначала приходишь, а потом не уходишь. Как Илья сказал, у него в 4-ом классе началось, у меня в 5-ом. Зачем уходить, если получается?

Ксения Бобрикова, ведущая: Как вы оцениваете уровень подготовки ваших соперников?

Илья Замоторин, ученик Президентского физико-математического лицея №239, победитель Международной математической олимпиады: Я думаю, Россия – одна из самых сильных стран вообще.

Ксения Бобрикова, ведущая: Кого бы вы отметили?

Илья Замоторин, ученик Президентского физико-математического лицея №239, победитель Международной математической олимпиады: Китай всегда занимает очень высокие места, часто первые. В этом году мы заняли второе, уступив Китаю, и по баллам поделили второе место с США. Если бы мы выступали как страна, а не индивидуальные участники, то заняли бы второе место после Китая.

Василий Киров, ведущий: Как проходят тренировки у математиков?

Кирилл Сухов, руководитель сборной команды РФ по математике и ресурсного центра Президентского физико-математического лицея № 239: Если нужно решать задачи на олимпиаде – мы решаем задачи. Есть вспомогательные тренировки, но они занимают очень мало времени. Реально мы просто решаем задачи. У Ильи можно спросить, сколько раз он приходил на занятия и сидел по 4 часа подряд, решая задачи. Он, наверное, не сможет посчитать, их было несколько сотен. У нас у всех так. В этом смысле это банальный спорт.

Василий Киров, ведущий: Есть ли у математиков какой-то режим, как у спортсменов?

Кирилл Сухов, руководитель сборной команды РФ по математике и ресурсного центра Президентского физико-математического лицея № 239: Есть, но у Ильи проблемы с режимом.

Ксения Бобрикова, ведущая: Что самое сложное пришлось преодолеть?

Илья Замоторин, ученик Президентского физико-математического лицея №239, победитель Международной математической олимпиады: Для меня была главная сложность в том, что у меня любимая тема – геометрия, а на олимпиаде почти не было задач по ней. То есть мой главный козырь не сыграл.

Василий Киров, ведущий: Как влюбить детей в математику? Как мотивировать любить её, понимать и получать хорошие отметки?

Кирилл Сухов, руководитель сборной команды РФ по математике и ресурсного центра Президентского физико-математического лицея № 239: У нас всё просто устроено. Математика 5-го класса достаточно занимательная. Рассказывают смешные анекдоты про математику, сложно не влюбиться. Если получается, начинаешь любить. Главное дойти до этого. Несколько раз в вашей студии обсуждали, что мы в городе запускаем кружки. Цель – завести кружки в каждом районе для многих детей, около 3-х тысяч в каждой параллели. Один из проектов, которым я руковожу, состоит в этом. Дальше дети, у которых получится, влюбятся, у них всё будет прекрасно. Главное прийти и начать. К этому нужно привыкнуть, это другой жанр занятий, не школьные. Приходишь, втягиваешься, начинает получаться, начинаешь любить.