Екатерина Сюзёва, корреспондент:

Знаменитый мраморный зал Российского этнографического музея. 1000 квадратных метров и невероятный хрустальный плафон. Но как посмотреть на его узоры поближе? Нужно всего лишь открыть спрятанные двери, пройти по тайным лестницам и подняться на 18 метров.

Прямо на чердак музея ведёт маршрут особенной экскурсии. Её название – «С другой стороны» – говорит само за себя. Теперь посетители могут не только детально рассмотреть все 1536 хрустальных плит и оказаться над волшебным световым фонарём, но и весь музей увидеть в новом непривычном ракурсе.

Ксения Воздиган, заведующая отделом внешних связей Российского этнографического музея:

Музей наш интересен тем, что его здание было построено специально для музея. Оно никогда не было жилым дворцом. В нём никогда никто не жил. Поэтому, разумеется, были предусмотрены при проектировании специальные ходы, специальные лестницы, специальные помещения. Это в буквальном смысле позволяет с другой стороны посмотреть на музейное здание, увидеть, как это было сделано, как это было построено. Увидеть все коммуникации, все скрытые уголки.

Неприметная стена с фотографией восточной лавки – потайная дверь. А за ней спрятан настоящий дворец: лабиринты лестниц и десятки ступеней. Уже 120 лет в этих коридорах течёт тайная музейная жизнь. Пара узких проёмов, и мы прямо за падугой мраморного зала.

Александр Коротков, экскурсовод:

Кстати, здесь можно увидеть то, что не видно с основной части, с парадной. Ну вот, например, этот вот рельеф. Карниз мрамора, он больше выходит, нежели чем, видимо, предполагали. Таким образом, только здесь на чердаке можно увидеть вот это украшение.

Заглянув в узкие просветы, можно детально рассмотреть, как в 1913 году проектировались бронзовые украшения. Изнанка ажурных сводов ничем не хуже парадного вида, тем более что каждый болтик подлинный и помнит руку мастера. А стены закулисья увековечили и имена.

Александр Коротков, экскурсовод:

Вот один из секретов. Здесь написано: «1913 года, 1 октября. Окончили работу мундировщики». Это ювелиры. «Бронзовое украшение стоимостью 890 тысяч рублей» – это колоссальные суммы на тот момент, дореволюционные деньги – «На память записал мещанин Фёдор Григорьев Рогозин».

Сложные коммуникации, спрятанные от посторонних глаз. Тёмные проёмы. И, наконец, перед глазами залитый солнцем цветущий внутренний двор. Бывший прачечный флигель авторства Карла Росси – в прошлом веке общежитие для музейных сотрудников, а сейчас дом для научных отделов этнографического музея. Кстати, за одним из этих окон кабинет, где 50 лет назад Юрий Кнорозов расшифровал письменность майя. Так, экскурсия позволяет попасть не только в закрытые части здания, но и в закулисье великих открытий.