В гостях у программы «Утро в Петербурге» Николай Седых, судья Международной кинологической федерации FCI с правом судить все породы, эксперт РКФ-FCI, Президент Кеннел-клуба в Санкт-Петербурге.
Людмила Ширяева, ведущая: Лето в разгаре. Синоптики нам обещают жаркую погоду. Несмотря на это многие уже открыли пляжный сезон, в том числе и наши питомцы – собаки. Возможно, этот год станет последней возможностью для пляжного отдыха собак. С 1-го сентября собакам запретят гулять на пляжах. Постановление принято, и уже летом начнутся рейды. Владельцы домашних животных обеспокоены. Где можно выгуливать собак? Что будет считаться нарушением?
Тимофей Зудин, ведущий: Всё активнее обсуждают вопрос, как найти баланс между безопасностью и правами ответственных хозяев. Ведь не все собаки агрессивны, не все хозяева нерадивы.
Людмила Ширяева, ведущая: Как вы оцениваете эту инициативу и с точки зрения безопасности, и с точки зрения чистоты?
Николай Седых, судья Международной кинологической федерации FCI с правом судить все породы, эксперт РКФ-FCI, Президент Кеннел-клуба в Санкт-Петербурге: В разных странах этот вопрос как-то решается, и у нас в том числе. Закон должен быть улицей с двусторонним движением, учитывать, как интересы собаководов, так и интересы обычных жителей.
Тимофей Зудин, ведущий А как это можно сделать?
Николай Седых, судья Международной кинологической федерации FCI с правом судить все породы, эксперт РКФ-FCI, Президент Кеннел-клуба в Санкт-Петербурге: Есть несколько вариантов. Один из логичных – подходить к вопросу, как и в других сферах. Если рассматривать собаку как источник повышенной опасности, то нужно понимать, что большинство таких инцидентов связано с безнадзорными собаками. А по ним точной статистики никто не ведёт, данные довольно неточные. Собаки у добросовестных владельцев, как правило, опасности не представляют. Об этом можно сказать на примере Российской кинологической федерации, одной из крупнейших в мире.
Тимофей Зудин, ведущий: Но бойцовские собаки регулярно нападают на людей, на детей.
Николай Седых, судья Международной кинологической федерации FCI с правом судить все породы, эксперт РКФ-FCI, Президент Кеннел-клуба в Санкт-Петербурге: Нет такого понятия «бойцовская порода», есть понятие «агрессивная собака».
Тимофей Зудин, ведущий: Как должен работать закон? Есть ли смысл ввести градацию собак?
Николай Седых, судья Международной кинологической федерации FCI с правом судить все породы, эксперт РКФ-FCI, Президент Кеннел-клуба в Санкт-Петербурге: Вот об этом я и хочу сказать. Рост коррелирует с массой. Если собака большой массы внезапно вас дёрнет, вы можете не устоять. Поведение собаки от размера не сильно зависит. В системе РКФ разработаны специальные тесты для проверки поведения собаки. Это оказалось эффективным. На выставке, где более 5000 собак, находятся владельцы, гости, зрители, и помещение ограничено. Сейчас покусы практически сведены на нет. Почему? Потому что при введении собак проводится проверка. Туда допускаются только собаки с нормальной нервной системой и вменяемые владельцы.
Людмила Ширяева, ведущая: Но вы как раз выступаете за социализацию собак.
Николай Седых, судья Международной кинологической федерации FCI с правом судить все породы, эксперт РКФ-FCI, Президент Кеннел-клуба в Санкт-Петербурге: Не только я, нас достаточно много таких. Главный минус всех этих законов в том, что всех собак под одну гребенку. Неважно, воспитанная у вас собака или нет, всё равно обязаны надеть намордник. А нужно ввести дифференциацию. Если вы вложились в собаку, воспитали её, она социализирована, тогда поводок обязательно, но без намордника. Потому что в жару в наморднике собаке тяжело, а сам намордник – это, по сути, мера наказания. Им некомфортно. Во многих странах намордники запрещены, потому что считаются негуманными. Иностранцы, приезжая к нам, удивляются: говорят, вы сами злые, и собаки у вас злые, потому что вы их в намордники заталкиваете. О маленьких собаках речи нет, сейчас градация идёт по росту 40 сантиметров.
Людмила Ширяева, ведущая: В высоту 40 сантиметров?
Николай Седых, судья Международной кинологической федерации FCI с правом судить все породы, эксперт РКФ-FCI, Президент Кеннел-клуба в Санкт-Петербурге: Да. Но только надо понимать, что это ориентировочное значение.
Людмила Ширяева, ведущая: То есть собаки, которые ниже 40 сантиметров, могут быть на пляже?
Николай Седых, судья Международной кинологической федерации FCI с правом судить все породы, эксперт РКФ-FCI, Президент Кеннел-клуба в Санкт-Петербурге: Про пляжи введено недавно.Например, в Сочи вы с собакой на пляж не пойдете сами, если вы в здравом уме. Либо они приходят рано утром, когда никого нет, и уходят, когда люди собираются.
Людмила Ширяева, ведущая: Можно ли сказать, что собака не гуляет на пляже, а отдыхает, если она просто сидит под зонтом в тени?
Николай Седых, судья Международной кинологической федерации FCI с правом судить все породы, эксперт РКФ-FCI, Президент Кеннел-клуба в Санкт-Петербурге: Это вопрос терминологии. В законе должно быть обозначено, что такое выгул. Обычно под выгулом понимается, что вы ведёте собаку в туалет. Это на пляже не приветствуется. Большая собака на пляже тоже создаёт неудобства: выйдет из воды, отряхнётся, и всё вокруг в брызгах. Многие жалуются, что неприятно купаться рядом с собакой. Но это говорят люди, которые не задумываются, что бывает на самом деле. Вы не знаете, кто купается рядом с вами, мылись ли они, откуда пришли.
Тимофей Зудин, ведущий: Помимо этого закона, есть единый свод правил, где можно гулять с собакой, с каким поводком, в каком возрасте, какие документы нужны, намордник и так далее.
Николай Седых, судья Международной кинологической федерации FCI с правом судить все породы, эксперт РКФ-FCI, Президент Кеннел-клуба в Санкт-Петербурге: Вот сейчас законодательное собрание Петербурга готовит новую редакцию закона на местном уровне. Мы пытаемся провести идею дифференцирования: собаки, которые сдают зачёт по социализации, могут ходить на поводке без намордника, а те, кто не сдал или хозяева не хотят, должны быть на поводке и в наморднике.
Людмила Ширяева, ведущая: У нас же огромная береговая линия Финского залива. Можно ли гулять там зимой, весной?
Николай Седых, судья Международной кинологической федерации FCI с правом судить все породы, эксперт РКФ-FCI, Президент Кеннел-клуба в Санкт-Петербурге: Это опять терминология, что считать пляжем. Пляж – это оборудованное место, где написано, что это пляж. У него есть свои границы, сидит спасатель.