В гостях у программы «Утро в Петербурге» Светлана Даценко, координатор проекта, советник генерального директора Государственного Эрмитажа.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Сегодня в центре нашего внимания «Упакованные грёзы», мода ар-деко из коллекции Назима Мустафаева и Государственного Эрмитажа. Масштабная экспозиция позволяет окунуться в роскошный и контрастный мир ревущих 1920-х. В конце апреля 1925-го года в Париже открылась международная выставка современных декоративных и промышленных искусств. Можно сказать, что с этого самого времени пошло триумфальное шествие моды и стиля ар-деко. Его называют последним большим стилем в истории моды. Он проник во все сферы жизни. Какой посыл закладывали тогда художники всех мастей, всех отраслей в это направление? Как это отражено на вашей выставке?

Светлана Даценко, координатор проекта, советник генерального директора Государственного Эрмитажа: Именно та самая выставка и дала название стилю ар-деко – сокращённо от ар-декоратив. Хотя сам стиль появился раньше. Мы говорим о последнем большом стиле – эпохе интербеллум, между двумя войнами: от окончания Первой мировой в 1918-м году до прихода к власти гитлеровского режима в 1933-м. Всего 15 лет, но это самый яркий стиль XX века. Прежде всего, это освобождение от пут Первой мировой войны, экспансия в промышленности, моде, транспорте, и, конечно, кино – от немого к звуковому. Об этом и ар-деко, и наша выставка. Она об эпохе, в которой зародилась и развивалась мода ар-деко. То есть речь не только о моде, а прежде всего об эпохе.

Николай Растворцев, ведущий: Очень красивое название – «Упакованные грёзы». Стоит ли в нём искать какие-то потаённые смыслы?

Светлана Даценко, координатор проекта, советник генерального директора Государственного Эрмитажа: Конечно. «Упакованные грёзы» – это цитата современного философа Маршалла Маклюэна, который говорил о влиянии немого кино на жизнь простых людей. Прежде всего, мы говорим о Европе и Соединённых Штатах, потому что в России того периода были свои акценты и реалии. Но «упакованные грёзы» – это как раз о том, о чём мечтали многие женщины того времени. После Первой мировой мужчин стало мало, и женщины приходили в кинотеатры, смотрели на красивые фильмы, на этих кинодив, и пытались это повторить. Но всё это была грёза, миф – отсюда и название «Упакованные грёзы».

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Как развивался этот стиль в Европе? Наряды привозили в США из Европы?

Светлана Даценко, координатор проекта, советник генерального директора Государственного Эрмитажа: Да, в основном наряды привозили в США. У нас большая часть экспонатов – это американская мода. Мы говорим о том, что прообраз и начало стиля – это 1910-е годы. Первые два наших экспоната – платья 1911–1912-го годов – задали этот посыл. Но, конечно, когда мы говорим об эпохе Великого Гэтсби, наибольший расцвет стиль приобрёл уже в Соединённых Штатах.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Соавторами выставки стали члены молодежного совета Эрмитажа. Как эти молодые люди принимали участие? Что это за орган в плане формирования выставочной политики музея?

Светлана Даценко, координатор проекта, советник генерального директора Государственного Эрмитажа: Почти два года назад мы приняли решение, что для создания больших, красивых выставок нам важно понимать, кто их посещает. Помимо традиционных посетителей музея, особенно важно привлекать молодежь. Так появился совет – орган, не связанный с музеем юридически, это наши консультанты, молодые люди от 16-ти до 24-х лет. Они оказались действительно талантливыми. В совете представлены студенты разных направлений – художественных, экономических, графических, и это создало замкнутый цикл. Для этой выставки они сначала придумали, а потом реализовали проекты. Если вы придёте, то справа увидите «линию времени» с основными событиями того короткого периода, далее цитаты известных людей о восприятии той эпохи. Как сказал Михаил Борисович Пиотровский на открытии, именно этот проект, как ни странно, придал легкому жанру академичность в духе Эрмитажа.

Николай Растворцев, ведущий: То есть мы чувствуем и стиль, и настроение, и нерв эпохи.

Светлана Даценко, координатор проекта, советник генерального директора Государственного Эрмитажа: Да, и стиль, и настроение, и нерв эпохи. То есть если ты хочешь прийти посмотреть на платье – пожалуйста. Если ты хочешь погрузиться в эпоху – пожалуйста. Если ты хочешь увидеть художественный стиль эпохи – пожалуйста. То есть это общая картина нашей выставки.