В гостях у программы «Утро в Петербурге» Анастасия Дрынова, заведующая Центром историко-когнитивных исследований письма, чтения и библиотерапии РНБ.
Николай Растворцев, ведущий: Как известно, книга – лучший подарок, особенно в культурной столице. Но иногда книга становится и лучшим лекарством для душевных ран. Сегодня в музейном пространстве «Дом Крылова» Российской национальной библиотеки на Садовой 20 начнёт работу читательский клуб «Книготерапия». Как чтение может помочь в преодолении жизненных невзгод? В каких томах искать ответы на непростые вопросы? Чьи труды помогут лучше понять себя?
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Что такое книготерапия? Все ли книги – художественная литература, научпоп, графические романы, комиксы – могут нести терапевтический эффект?
Анастасия Дрынова, заведующая Центром историко-когнитивных исследований письма, чтения и библиотерапии РНБ: Книготерапия – это лечение книгой. Если говорить более научным языком, то это метод психологической помощи и самопознания через чтение специально подобранной литературы.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: А кто должен подбирать эту литературу? Можно ли в этом случае заняться самоназначением?
Анастасия Дрынова, заведующая Центром историко-когнитивных исследований письма, чтения и библиотерапии РНБ: Конечно, этому нужно учиться. Терапевтическое чтение – это прежде всего осознанное чтение, когда читатель не просто пассивно воспринимает текст, а активно с ним работает: анализирует, задаёт вопросы, проводит параллели со своей жизненной ситуацией, ищет причины эмоций, пытается найти решения. Поэтому осознанному чтению действительно нужно учиться. Здесь «книготерапевт», или «библиотерапевт», как мы его называем, – лучший помощник. Он помогает подобрать книгу точно в цель. Основной принцип книготерапии – самоотождествление: когда сюжет и текст максимально соответствуют ситуации человека. Именно тогда возникает наибольший терапевтический эффект.
Николай Растворцев, ведущий: В каких жизненных ситуациях вы бы советовали обратить своё внимание на книгу с точки зрения книготерапии?
Анастасия Дрынова, заведующая Центром историко-когнитивных исследований письма, чтения и библиотерапии РНБ: В любых жизненных ситуациях книга – очень хороший помощник. Во-первых, как неспецифический метод психотерапии, это отличная возможность отключиться, отдохнуть, расслабиться, замедлиться. А во-вторых, книга помогает и в решении конкретных жизненных вопросов, потому что расширяет наш ролевой репертуар. Мы можем увидеть ситуацию, прожить опыт литературного героя, принять его или не принять. Это и есть активная читательская позиция. На основе этого опыта следует выработать собственную, жизнестойкую позицию, которую потом можно применить в жизни. Конечно, есть попытки разделить жанры по психологическим ситуациям, в которых они особенно полезны.
Николай Растворцев, ведущий: Чем завершились попытки с жанрами?
Анастасия Дрынова, заведующая Центром историко-когнитивных исследований письма, чтения и библиотерапии РНБ: В литературе действительно можно найти исследования, где при сниженном настроении советуют читать юмористическую прозу, а при низкой самооценке – мемуары или биографии с примерами преодоления. Но мы, психологи, хорошо понимаем: каждый человек – это индивидуальность, целый космос. Универсального рецепта быть не может. Всё подбирается индивидуально и может корректироваться уже в процессе, в зависимости от того, как человек воспринимает книгу, и как она влияет на его эмоциональное состояние.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: У вас будут групповые встречи. Как всё организовано? Как достигается и терапевтический эффект?
Анастасия Дрынова, заведующая Центром историко-когнитивных исследований письма, чтения и библиотерапии РНБ: У нас действительно проходят групповые встречи. Но это мини-группы именно для того, чтобы сохранить индивидуальный подход. Каждый участник может глубже погрузиться в свою ситуацию, задать вопросы, выразить эмоции и проработать именно свой запрос. Что касается книг, то каждая встреча посвящена определённой теме. Сегодня, например, у нас очень интересная, глубокая и позитивная тема – счастье. Книготерапевт подбирает под каждую тему конкретные произведения или их отрывки, которые мы читаем вместе и обсуждаем, соотнося с личным опытом, эмоциями, воспоминаниями. Само обсуждение в безопасной обстановке уже даёт терапевтический эффект. А с участием практического психолога можно не только получить поддержку, но и взглянуть на ситуацию по-новому, под другим углом.
Николай Растворцев, ведущий: Как присоединиться? Есть ли какая-то регистрация? Как вы ищете тех, кто приходит на эти встречи?
Анастасия Дрынова, заведующая Центром историко-когнитивных исследований письма, чтения и библиотерапии РНБ: На сайте Российской национальной библиотеки есть афиша, где проводится анонс наших мероприятий, и есть возможность зарегистрироваться на неё. Таким образом мы регулируем поток, чтобы сохранить вот эту индивидуальность момента, индивидуальность работы.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Какие ноу-хау разработал ваш центр? Как и кому помог? Есть ли какие-то конкретные примеры?
Анастасия Дрынова, заведующая Центром историко-когнитивных исследований письма, чтения и библиотерапии РНБ: У нашего центра много задач. Помимо того, что мы практикуем книготерапию – как в групповых форматах, так и индивидуально, – у нас можно получить консультацию библиотерапевта один на один. Есть и научно-исследовательское направление, где изучаются сложные психофизиологические процессы, такие как чтение и письмо. Но одна из ключевых задач центра – это психопрофилактика и психопросвещение. Сейчас выходит огромное количество психологической литературы в формате самопомощи, и в этом легко потеряться. Поэтому мы разработали две программы на стыке литературоведения и психологии. Это цикл встреч в закрытой группе, где мы учим понимать себя, свои эмоции, причины психологических конфликтов и просто индивидуальные различия, опираясь на художественную литературу и образы литературных героев.