В гостях у программы «Утро в Петербурге» Виктор Высоцкий, арт-директор фестиваля «Опера всем» и Юрий Лаптев, народный артист России, оперный певец, режиссёр.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: В эту субботу в Петербурге начнётся XIV международный фестиваль «Опера всем». По традиции, жители и гости северной столицы будут наслаждаться шедеврами оперной классики под открытым небом в красивейших архитектурных ансамблях. В этом сезоне география фестиваля будет расширена, две оперные постановки представят в новых локациях.

Николай Растворцев, ведущий: С точки зрения фестиваля, 14 лет – достаточно серьезная веха. С каким багажом вы входите в новый сезон? Какие традиции сформировались за это время? Что нового нас ждёт?

Виктор Высоцкий, арт-директор фестиваля «Опера всем»: Фестиваль проходит при поддержке города, губернатора и комитета по культуре. Я благодарю и канал, и лично Екатерину Федоровну Ходаринову, вы ведь будете транслировать пару наших спектаклей. Что касается багажа, на фестивале уже поставлено 52 оперных спектакля, так что паспорт нам выдали чуть раньше, до 14-ти лет. В этом году мы изначально задумывали фестиваль как передвижной по разным площадкам города, и это начинает получаться. В этом году мы играем в двух новых локациях: один спектакль – «Открытие» – пройдёт в Юсуповском саду на Фонтанке, а второй – «Саломея» – на Пионерской площади перед ТЮЗом. Это не имеет отношения к детскому репертуару театра, это новое городское пространство. Ещё одно достижение прошлого года – финал «Хованщины» будет с мультимедийными средствами: кроме декораций появится большой экран. Так что зрелище будет ещё масштабнее.

Николай Растворцев, ведущий: Но самая главная декорация – это Петербург. Насколько для вас важны эти локации? Как они вам помогают и вдохновляют?

Юрий Лаптев, народный артист России, оперный певец, режиссёр: Петербург – это, в первую очередь, большая ответственность. Это тот культурный камертон, который сразу заставляет по-хорошему волноваться и стремиться сделать всё максимально созвучно этому городу. Опера, на мой взгляд, просветительский жанр, и наша задача, как можно шире её популяризировать. Задача минимум, чтобы человек пришёл, послушал и захотел вернуться к этому чуду. Потому что оперный спектакль – это уникальное культурное явление. Единственное, что Петербург иногда преподносит сюрпризы – например, снег летом или другую погодную экзотику. Но будем надеяться, что Бог милостив, и Петербург будет к нам благосклонен, а зрители не отвлекутся на непогоду.

Николай Растворцев, ведущий: Может быть, это, наоборот, – вызов? Потому что мы как-то обсуждали с маэстро Фабио выбор музыкальных инструментов, которые сделаны из дерева. Насколько им непросто быть в нашем влажном климате?

Виктор Высоцкий, арт-директор фестиваля «Опера всем»: Им, конечно, непросто, но выбор музыкальных инструментов зависит от того, что написал композитор. У нас есть одно нововведение. Раньше мы традиционно открывали фестиваль большой русской оперой на Соборной площади Петропавловской крепости, а теперь сместили центр тяжести к финалу, и именно «Хованщина» будет завершать фестиваль.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Вы впервые принимаете участие в фестивале и с таким глобальным произведением для русской культуры – «Хованщиной». Как вы её адаптировали для исполнения на открытом пространстве?

Юрий Лаптев, народный артист России, оперный певец, режиссёр: Это не первая моя постановка в формате опен-эйр, я начинал с «Бориса Годунова» в Выборгском замке, ставил и «Иоланту», и «Псковитянку» в Псковском Кремле. Конечно, открытая площадка имеет свои особенности и ограничения, есть условности того, что можно показать. Мы сделали некоторые купюры, ведь спектакль объемный, но постарались сохранить замысел, не упустив ключевые моменты – «хиты». Хотя слово «хит» не очень оперное, да и к Мусоргскому не совсем применимо. Но они, конечно, будут. Опен-эйр, с одной стороны, уступает стационару технически, по акустике, но с другой – у него есть своя уникальность: атмосфера, ветер, небо – настоящая жизнь, не бутафория. Мы стараемся сделать всё ясно, точно и главное – интересно.

Николай Растворцев, ведущий: Виктор, вы уже обмолвились о том, что перед зданием ТЮЗа 16-го июля будет звучать Рихард Штраус. Почему вы выбрали это произведение?

Виктор Высоцкий, арт-директор фестиваля «Опера всем»: Мы выбираем то, что подходит и другим режиссерам. Мне досталось это, чему я очень рад. Почему именно это произведение? Фестиваль растёт, и это вызов и для фестиваля, и для публики. Ведь произведение непростое, наполнено разными смыслами. В первоначально евангельском сюжете много культурных наслоений, в этом и интерес. Я выбрал его, потому что музыка сочетает полярности: накал экспрессионизма, порой почти истерический крик, и одновременно звучит венский вальс. Такой удивительный сплав стилей и настроений. Конфликт в опере очень интересный.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Если возвращаться к выбору локаций относительно тех произведений, которые будут исполнены в этих локациях. Что первично? Вы выбираете сначала места или отталкиваетесь от произведений?

Виктор Высоцкий, арт-директор фестиваля «Опера всем»: Сначала выбираем произведения, чтобы были разные по жанру и принадлежали разным оперным школам, а потом смотрим, где их лучше исполнить. «Чёрное домино» – большая редкость, спасибо Петербургской консерватории за найденный материал. Важная новость: эта французская комическая опера будет идти у нас по-русски. В данном случае мы считаем, что публика должна понимать.

Юрий Лаптев, народный артист России, оперный певец, режиссёр: Мы, между прочим, знаем огромное количество зарубежных опер именно благодаря русскому языку.

Виктор Высоцкий, арт-директор фестиваля «Опера всем»: Поскольку действие оперы происходит в XVIII веке и разворачивается во дворце. Конечно, мы разместили «Чёрное домино» в Екатерининском дворце.