ТАТЬЯНА ПАВЛЫЧЕВА, корреспондент:

Лязг ножей, кипение кастрюль и бряцанье тарелок — столетия назад жизнь в этом домике била ключом. Под его крышей повара, не покладая рук, трудились чтобы удовлетворить аппетиты императорских гостей. Отсюда блюда уносили в Китайский дворец.

В честь него павильон в Ораниенбауме и получил свое имя — Китайская кухня. Впрочем, внешне в ней почти ничего азиатского нет — разве что, крыша, напоминающая пагоду.

ТАТЬЯНА СЯСИНА, заведующая отделом «Собственная дача» отдела «Хранение и изучение памятников Ораниенбурга ГМЗ «Петергоф»:

Хоть это здание, казалось бы, непримечательное, но делал его известный архитектор Бонштедт, сделал его в стиле историзма, модного на тот момент, потому что это как раз начало второй половины XIX века. Это именно летняя кухня. Зимой здесь не готовили, как вообще и не жили в Китайском дворце. Сохранилось буквально только одно меню Например, установили так называемую из этого меню говядину а-ля гадар, да, которую здесь готовили, Ну, а так, конечно, кисели, каши, ну, что было? И пироги, бесконечное количество пирогов и сладостей.

Если снаружи здание кухни сохранилось до наших дней практически в первозданном виде, то от подлинного внутреннего убранства в ходе истории остался лишь дымоход. Чтобы полностью воссоздать атмосферу и быт середины XIX века, специалисты проводили в павильоне масштабные реставрационные работы на протяжении двух лет.

ТАТЬЯНА СЯСИНА, заведующая отделом «Собственная дача» отдела «Хранение и изучение памятников Ораниенбурга ГМЗ «Петергоф»:

У нас были только описания тех комнат, которые здесь были. Мы поняли, как эти комнаты располагались: сама кухня, кофешинская и кондитерская. Ну, а остальные комнаты: как ламповая, как винный погреб, портомойня — они располагались рядом в крыльях. И нам удалось воссоздать и мебель историческую, которая когда-то здесь могла быть, и вернуть вещи, которые прошли большую реставрацию, родные, исторические вещи. Как, например, я стою рядом со столом с мраморной столешницей, он какой, испещрённый, да. Без таких вещей не будет ощущения, что вы попали в ту самую кухню.

Плетёные стулья в углах комнат предположительно жили на кухне испокон веков. Остальные же предметы в экспозиции, вроде маслобойки, рыбницы, корыта для теста и трогательной доски для хлеба в виде листочка, специалисты находили и воссоздавали по историческим описаниям и рисункам. Другая часть вещей — родом из Ораниенбаумской коллекции, например, рукомойник.

ВАЛЕНТИН МИХАЙЛОВ, заведущий сектором реставрации предметов декоративно-прикладного искусства отдела реставрации музейных предметов ГМЗ «Петергоф»:

Предмет состоит из трёх деталей интересных. Сама тумба, она бытовала в Китайском дворце и жила своей жизнью. И у неё была раковина, другая, отдельно фарфоровая раковина, которая хранилась в хранилище, и рукомойник металлический. Моя непосредственная задача была работа с тумбой, и она была рассохшаяся, покоробленная, шпон утрачен.

Поражают воображение те исторические кухонные приспособления, которые в наши дни уже не встретишь. Среди них — ножечистка,созданная в начале XX века. Другой подобной ни в одном российском музее не найти.

ВАДИМ РОЗЕНБЛЮМ, художник-реставратор отдела реставрации музейных предметов ГМЗ «Петергоф»:

Этот предмет уникален тем, что он использовался только в тот период времени, так как предметы быта, ножи в данном случае, были из железа, не нержавеющей стали. И для того, чтобы держать их в чистоте без коррозии, использовался данный предмет. В данные пазы вставлялись ножи, их специально несколько, чтобы можно было сразу делать большой объем работы. В отверстие подавался абразивный какой-то песок. Прокручивался внутренний вал, который при помощи абразива, кожаных ремней и точильных камней чистил поверхность клинка и, возможно, затачивал.

ТАТЬЯНА ПАВЛЫЧЕВА, корреспондент:

Знакомьтесь с прадедушкой холодильника — комнатным ледником. Под этой крышкой находился лёд. Талая вода стекала по стенке и попадала в специальный ящик внизу. В самой камере поместиться мог не только поросенок — полки при необходимости снимали и появлялось дополнительное пространство. По меркам своего времени это было ультрасовременное изобретение.

Украшение новой экспозиции в Ораниенбауме — фрукты, чеснок и хлеб, созданные из фарфора. Идиллическую картину со сверкающими яствами и редкими кухонными приспособлениями планируют и дальше дополнять яркими штрихами — новыми историческими предметами с большой неповторимой судьбой.