В гостях у программы «Утро в Петербурге» Георгий Вольфсон, учитель математики высшей квалификационной категории физико-математического лицея №366, методист кафедры математики Санкт-Петербургской Академии Постдипломного Педагогического Образования, эксперт-консультант ЕГЭ, популяризатор науки.
Тимофей Зудин, ведущий: К августу наши дети могут засомневаться в своих знаниях, потому что летний отдых, с одной стороны, позволяет набраться сил, отдохнуть. Но, к сожалению, велик шанс растерять добрую часть знаний, которые были накоплены за долгий учебный год.
Марианна Дьякова, ведущая: Может быть, сейчас самый подходящий момент позаботиться о том, чтобы ребёнок не только не позабыл школьную программу, но и усвоил что-то новое. Как не растерять за лето то, что было накоплено за год или за годы обучения в школе?
Георгий Вольфсон, учитель математики высшей квалификационной категории физико-математического лицея №366: Главное найти баланс между отдыхом и повторением, потому что есть семьи, где с 1-го июня ребёнка сажают за три онлайн-курса сразу. Это, на мой взгляд, крайность. Лучше дать детям отдохнуть, но при этом можно подобрать что-то одно: интересный онлайн-курс или, например, книгу с нестандартными методами решения задач, если говорить о математике. Так можно совместить отдых с пользой.
Тимофей Зудин, ведущий: Нужно ли после окончания учебы какой-то месяц просто отдыхать?
Георгий Вольфсон, учитель математики высшей квалификационной категории физико-математического лицея №366: Это зависит от ребёнка. У нас с женой свои дети, и мы решили, что в июне трогать их не будем. Но где-то к середине месяца ребёнок начал уже «лезть на стенку», и мы поняли, что пора понемногу подкидывать что-то.
Марианна Дьякова, ведущая: В каком возрасте это нужно делать?
Георгий Вольфсон, учитель математики высшей квалификационной категории физико-математического лицея №366: Знаете, будете смеяться, но есть ощущение, что учёба может быть интересной. Не когда ты что-то впихиваешь, а когда человек сам получает удовольствие. В таком случае неважно сколько ему лет. Нашему ребёнку, например, 9 лет, и ему действительно нравится решать математические задачи, читать книги, которые рекомендуют в школе, и как основную, и как дополнительную литературу.
Тимофей Зудин, ведущий: Многие родители скажут, что усадить ребёнка летом за уроки практически невозможно. Есть ли методики, которые всё-таки позволяют это сделать?
Георгий Вольфсон, учитель математики высшей квалификационной категории физико-математического лицея №366: Хорошо работает геймификация, когда создаёшь положительные стимулы. Например, прочитал сегодня страницу – можешь пойти с друзьями в футбол. Прочитал всю книгу – получаешь подарок, например, новый велосипедный шлем. Это отлично мотивирует.
Тимофей Зудин, ведущий: Есть ли настольные игры, которые позволяют учиться в процессе? Можете ли вы какие-то посоветовать?
Георгий Вольфсон, учитель математики высшей квалификационной категории физико-математического лицея №366: Конечно есть. По математике их очень много. Есть игра, которая позволяет хорошо изучить дроби. Таких игр десяток, я думаю, найдётся.
Марианна Дьякова, ведущая: Стоит ли прибегать к играм, чтобы усвоить новый материал, или лучше просто сохранить те знания, которые были получены в предыдущем классе?
Георгий Вольфсон, учитель математики высшей квалификационной категории физико-математического лицея №366: Всё хорошо в меру. Если родители требуют изучить программу следующего года летом, я считаю, что это тупиковый путь, потому что ребёнку будет скучно на уроках. Если он уже слышал и читал об этом поверхностно, зачем тогда ходить в школу? Если что-то действительно интересно, пусть сам изучает. Но сидеть по 3 часа решать примеры просто ради пятёрки не нужно.
Тимофей Зудин, ведущий: Как понять, что именно ребёнку интересно?
Георгий Вольфсон, учитель математики высшей квалификационной категории физико-математического лицея №366: Как говорилось в известном советском мультике: «А если не получится, попробуешь опять!» То есть пробуйте, давайте ребёнку попробовать сначала в одну сторону, потом в другую, и там, где хоть чуть-чуть загорелись глаза, этот интерес и поддерживайте.
Тимофей Зудин, ведущий: Как мотивировать ребёнка прочесть книги из списка на лето?
Георгий Вольфсон, учитель математики высшей квалификационной категории физико-математического лицея №366: Подарки – это скорее внешняя мотивация, но есть и внутренняя. Во многих школах сейчас два списка литературы – обязательный и дополнительный. В дополнительной может быть что угодно, иногда очень интересные книги. Я, например, прочитал 3 книги из списка своего ребёнка с большим интересом, и ему это тоже нравится.
Марианна Дьякова, ведущая: А как вы относитесь к истории с аудиокнигами? Прослушать того же Гоголя в аудиоварианте. Как вы думаете, это достойная замена?
Георгий Вольфсон, учитель математики высшей квалификационной категории физико-математического лицея №366: Если выбирать только аудио или только чтение – это уже крайности. Сам с удовольствием слушаю аудиокниги, особенно если их читают хорошие актёры – это здорово. Но, если ребёнок совсем не читает, он хуже пишет, потому что не видит, как пишутся слова, и не запоминает их визуально. Важна скорость чтения. Понятно, что, если ребёнок читает медленно, то ему скучно долго мучиться над страницей, ведь кто-то за него может прочитать. Если ребёнок читает быстро, то такой проблемы обычно нет.