ЕКАТЕРИНА СКРЕБЦОВА, корреспондент:
Мариинский театр – главная музыкальная сцена страны. Именно здесь проходили премьеры знаменитых опер Чайковского, Мусоргского и Римского-Корсакова. В наши дни миллионы зрителей из разных уголков России и зарубежья приезжают, чтобы насладиться искусством. И лишь единицам удаётся узнать о закулисной жизни театра.
Пока на сцене разворачиваются сюжеты «Раймонды», «Аиды» или «Иоланты», десятки сотрудников театра выполняют невидимую работу со светом, звуком и декорациями. Руководит процессом из-за кулис режиссёр, ведущий спектакль.
ДАРИНА РЫКОВСКАЯ, администратор по координации проектов Мариинского театра:
Здесь есть микрофоны, в первую очередь, для связи со служебной частью. Голос режиссёра, ведущего спектакль, разносится по всей служебной части. Он приглашает, например, артистов, дирижёра. Также здесь находятся экраны и, например, одна из камер направлена прямо на сцену, чтобы видеть полную картинку, потому что режиссёр, ведущий спектакль, координирует проведение репетиции или самого спектакля.
В репертуаре Мариинского театра более 230 спектаклей. Для каждого художники-постановщики создают масштабные декорации, большую часть из которых привозят в театр со склада.
ДАРИНА РЫКОВСКАЯ, администратор по координации проектов Мариинского театра:
Рядом с нами находятся декорации к спектаклю «Свадьба Фигаро», и это декорации, которые хранятся при театре постоянно. Лишь 3 спектакля хранятся в полном комплекте в историческом здании: «Свадьба Фигаро» и также два балета: «Лебединое озеро» и «Дон Кихот». Это традиция с советских времён.
Особое впечатление на первых посетителей Мариинского театра в ХIХ веке произвели хрустальные светильники и бра с газовыми горелками. На протяжении нескольких столетий трёхъярусная бронзовая люстра весом больше 2 тонн приковывает внимание к себе, а 20 тысяч хрустальных подвесок требуют особого ухода.
ДАРИНА РЫКОВСКАЯ, администратор по координации проектов Мариинского театра:
Её вне сезон, в августе, когда не идут спектакли, опускают вниз до уровня партера. Стулья из партера убирают заранее. И здесь вручную каждую подвеску моют.
ЕКАТЕРИНА СКРЕБЦОВА, корреспондент:
В роскошной, «царской ложе» Мариинского театра члены императорской семьи наблюдали за происходящим на сцене по особым случаям: во время крупных премьер или визитов правительственных делегаций. В остальные дни предпочитали наслаждаться искусством, сидя в «особой» или «боковой императорской» ложе. Она находится прямо над оркестровой ямой.
В ожидании третьего звонка и во время антракта зрители традиционно собираются в Белом фойе. Любопытно, что изначально оно было значительно меньше. Только в конце ХIХ века во время реконструкции зодчий Виктор Шрётер расширил фойе почти вдвое. Самые внимательные посетители заметят двуглавого орла, который венчает вход в «царскую ложу». Здесь же – монограммы Александра II и его супруги, Марии Александровны, имя которой по сей день носит театр.