На связи с программой «Утро в Петербурге» Михаил Лебедев, нейробиолог, профессор механико-математического факультета МГУ, главный научный сотрудник Института эволюционной физиологии и биохимии имени И. М. Сеченова РАН.
Василий Киров, ведущий: Российские учёные отправили в стратосферу 5 крыс с вживленными нейроимплантами.
Ксения Бобрикова, ведущая: Запуск состоялся в Ярославской области. Полёт на стратостате российского производства длился полтора часа. Аппарат приземлился в лесу, в 80-ти километрах от места запуска.
Василий Киров, ведущий: Все подробности научного эксперимента и его значения для науки узнаем далее.
Ксения Бобрикова, ведущая: Для чего грызунов с нейроимплантами отправили в стратосферу?
Михаил Лебедев, нейробиолог, профессор механико-математического факультета МГУ: В стратосферу хотят лететь многие – и люди, и крысы. Космический туризм развивается, и одним из его направлений станет возможность подняться высоко и увидеть Землю с большой высоты – это действительно захватывающе. А для крыс, особенно с нейроимплантами, это ещё и важный научный эксперимент. До сих пор никто с нейроимплантами не летал ни в атмосферу, ни в космос, поэтому важно понять, как они работают в таких условиях. Для самих крыс это тоже стало увлекательным путешествием: у них были прозрачные окна, и они могли наблюдать Землю с высоты.
Василий Киров, ведущий: Расскажите подробнее о нейроимплантах. Почему полёт должен был проходить именно с ними?
Ксения Бобрикова, ведущая: Что можно сказать о результатах?
Михаил Лебедев, нейробиолог, профессор механико-математического факультета МГУ: Нейроимплант – это такое устройство, которое помещается либо на мозг, либо непосредственно в мозг с разными целями. С медицинской точки зрения у людей много показаний для нейроимплантов. Крыс же такие импланты делают их гораздо умнее. Мы называем этот вид крыса Пифия. Она соединена с искусственным интеллектом, и благодаря этому может отвечать на вопросы, которые порой недоступны даже человеку. Это возможно за счёт стимулирующих электродов в мозге, которые подсказывают, какой ответ выбрать и на какую педаль нажать. Но важно расширять границы, проводить тесты, ведь люди будут чаще летать в космос, на другие планеты, и с ними питомцы. Нужно понимать, как нейроимпланты работают в экстремальных условиях. В этом полёте всё прошло отлично, крысы вернулись живыми, невредимыми и сейчас проходят медицинское обследование.
Василий Киров, ведущий: То есть это исследование в будущем будет полезно не только специалистам, но и нам?
Михаил Лебедев, нейробиолог, профессор механико-математического факультета МГУ: Да, конечно. Сейчас главная задача нейроимплантов – медицинская. Например, если нужно восстановить слух, имплант вставляют в зоны мозга, отвечающие за слуховые ощущения. С помощью стимуляции можно добиться того, что человек снова начнёт слышать. Если при этом подключить искусственный интеллект, он может значительно повысить качество восприятия: выделять речь из шума, даже переводить её на другой язык. Потенциал здесь огромный. Развиваются и зрительные импланты, где также необходим ИИ. Крысы – это, прежде всего, модель, на которой испытываются такие технологии. Как уже говорилось, с нейроимплантом крыса становится умнее. Есть планы на будущее делать и людей умнее. Человек с нейроимплантом сможет, например, управлять космическим аппаратом. Возможно, уже в ближайший год мы покажем, как крыса управляет таким аппаратом.
Ксения Бобрикова, ведущая: Что вы можете сказать о самом стратостате российского производства? Что это за оборудование?
Михаил Лебедев, нейробиолог, профессор механико-математического факультета МГУ: Я не знаю всех деталей, но за это отвечала компания Neiry, а у них всё всегда на высоком уровне. Поэтому поводов для беспокойства не было. Задача при этом сложная – в стратосфере нет кислорода, разрежённая атмосфера, необходимо поддерживать жизнедеятельность. Но крысы чувствовали себя отлично: давление внутри капсул было стабильным. Ранее уже проводились зарубежные эксперименты с крысами в стратосфере, но не всегда успешно, бывали случаи разгерметизации. Здесь же всё прошло надёжно, аппарат сработал без сбоев. Сегодня летят крысы, а завтра уже люди в капсулах побольше.