В гостях у программы «Утро в Петербурге» Ангелина Николовска, лауреат международных конкурсов.

Тимофей Зудин, ведущий: Несмотря на не совсем летнюю погоду, белые ночи в нашем городе прекрасны.

Людмила Ширяева, ведущая: Мне кажется, прекрасное музыкальное сопровождение Петербурга в эту пору – музыка эпохи барокко. Тем более, что в эти дни в Петербургской филармонии проходит первый фестиваль старинной музыки «Барокко в белую ночь».

Тимофей Зудин, ведущий: Гости фестиваля не только услышат старинные произведения, но и откроют для себя музыкальные инструменты той эпохи, узнают о зарождении музыкальной культуры, о традициях, которые тогда существовали.

Людмила Ширяева, ведущая: Я предлагаю начать знакомство с этим удивительным, а для многих и незнакомым музыкальным инструментом. Мы знаем, что вы виолончелистка, но сейчас у вас в руках виола да гамба. Что это за инструмент? Когда он появился? Чей он родственник? Какую музыку на нём можно исполнять?

Ангелина Николовска, лауреат международных конкурсов: Это инструмент, очень популярный в XVII веке, особенно при французском дворе. Его особенно любил король Людовик XIV. По происхождению он родственник некоторых арабских инструментов, например, уда.

Тимофей Зудин, ведущий: Напоминает ли инструмент современные виолончели?

Ангелина Николовска, лауреат международных конкурсов: В меньшей степени. Для современников того времени этот инструмент был родственен лютне теорбе, щипковым инструментам или, к примеру, гитаре.

Тимофей Зудин, ведущий: Давайте послушаем, как он звучит.

Ангелина Николовска, лауреат международных конкурсов: На этом инструменте можно играть щипком. В отличие от виолончели здесь 7 струн, поэтому у нас открываются большие возможности играть аккордовую музыку.

Тимофей Зудин, ведущий: Практически как гитарный звук?

Ангелина Николовска, лауреат международных конкурсов: Да. Это очень акустический инструмент с большим корпусом, который создаёт мощный, объёмный звук. У него много струн, что дает богатые обертоны и теплый тембр. В отличие от современных инструментов, здесь струны не металлические, а жильные. Верхняя струна синтетическая, а все остальные жильные до сих пор. Нижние струны в серебряной обмотке.

Тимофей Зудин, ведущий: Эпоха барокко в музыке длилась полтора века. Тогда и Бах творил, и Гендель, произошло зарождение оперного жанра. Какая музыка относится к эпохе барокко? Что нового узнают гости фестиваля об этой музыке, об этой эпохе?

Ангелина Николовска, лауреат международных конкурсов: Слушатели узнают многое, ведь у нас будут концерты-беседы, и участники фестиваля постараются максимально погрузить публику в исторический контекст. Музыка того времени в основном носила развлекательный характер: её писали для балов, вечеров, под неё танцевали. Например, под консорт блокфлейт у нас пройдёт танцевальный вечер под руководством Натальи Кайдановской.

Тимофей Зудин, ведущий: Какие ещё инструменты были популярны в то время?

Ангелина Николовска, лауреат международных конкурсов: Как я уже сказала, лютни теорбы, клавесин. Клавесин вообще довольно редкий инструмент. Поскольку он есть не на каждой концертной площадке, это накладывает определённые ограничения: не везде можно проводить концерты. А ведь на клавесине строится вся музыкальная основа, например, функция цифрованного баса, который сопровождает ансамбль. Кроме того, огромный пласт музыки написан именно для клавира и клавесина. Поэтому мы особенно рады, что в филармонии есть возможность проводить концерты с этим инструментом.

Людмила Ширяева, ведущая: Как восстанавливается музыка эпохи барокко? Это какая-то нотная запись? Как она хранится?

Ангелина Николовска, лауреат международных конкурсов: Смотрите, каждый студент нашего факультета исторически информированного исполнительства работает с оригинальными рукописями композиторов того времени – не с редакциями, не с печатными изданиями. Они достают их из архивов. Также находят иностранные трактаты, которые бывает очень сложно перевести, потому что язык за это время сильно изменился.

Людмила Ширяева, ведущая: То есть музыка записана не нотами?

Ангелина Николовска, лауреат международных конкурсов: Нет, нотация такая же, как современная. Но, к примеру, у каждого композитора свой почерк, и он некоторые звуковые нюансы мог своими обозначениями написать.

Людмила Ширяева, ведущая: То есть сложность в индивидуальной особенности работы каждого творца?

Ангелина Николовска, лауреат международных конкурсов: Да. Есть музыка, написанная в табулатурах, как, к примеру, современные гитарные произведения. Но табулатура там совершенно другая, её тоже надо отдельно изучать.

Тимофей Зудин, ведущий: Фестиваль проводится в рамках сотрудничества Петербургской филармонии и Московской консерватории. Почему вы решили уделить внимание ранней академической музыке?

Ангелина Николовска, лауреат международных конкурсов: Во-первых, эта музыка, на мой взгляд, всегда очень искренняя в своей энергетике и эмоциях. Я бы не назвала её наивной, она просто отражает то, что чувствовал человек той эпохи. Если подумать глубже, люди с тех пор не сильно изменились – всё те же человеческие чувства. Музыка довольно буквальна, если присмотреться. Ведь создавалась она в первую очередь для развлечения, и в этом смысле её можно даже сравнить с нашей современной поп-культурой.

Тимофей Зудин, ведущий: Кто из ваших коллег, студентов и выпускников консерватории участвует в фестивале?

Ангелина Николовска, лауреат международных конкурсов: Я хорошо знаю Арину Минаеву, Александру Винник. Мы вместе учились.

Тимофей Зудин, ведущий: Это инструменталисты?

Ангелина Николовска, лауреат международных конкурсов: Да. Они будут играть все шесть сонат Баха для скрипки и клавесина. Также приехала Ира Красная, с которой мы сыграем концерт.