В гостях у программы «Утро в Петербурге» Анна Старченко, психолог, эксперт по тайм-менеджменту.

Людмила Ширяева, ведущая: Три месяца длятся летние каникулы у российских школьников. Это один из самых длинных периодов отдыха в мире. Но все чаще в образовательной среде поднимается вопрос: «А не слишком ли это много и долго?» Уже выдвинута идея сократить летние каникулы до 45-ти дней. Это, конечно же, вызвало бурную реакцию. Родители обеспокоены, учителя спорят, а дети боятся, что лета будет мало.

Тимофей Зудин, ведущий: Поговорим о том, как каникулы влияют на здоровье, развитие и мотивацию детей.

Людмила Ширяева, ведущая: Почему у нас такие длинные летние каникулы?

Анна Старченко, психолог, эксперт по тайм-менеджменту: Исторически так сложилось, что в XIX веке летом дети работали, помогая родителям на полях, поскольку в это время велись сельскохозяйственные работы.

Тимофей Зудин, ведущий: Три месяца отдыха для ребёнка школьного возраста – много, мало или нормально?

Анна Старченко, психолог, эксперт по тайм-менеджменту: Три месяца – это оптимально.

Людмила Ширяева, ведущая: Если каникулы сократят, как это повлияет на психоэмоциональное состояние детей?

Анна Старченко, психолог, эксперт по тайм-менеджменту: В 2019-м году американские учёные много говорили об этом и исследовали. За длительный период отдыха дети могут забыть всё, чему учились в течение года. Поэтому важно соблюдать баланс – давать детям отдых, но при этом не оставлять их без умственной нагрузки.

Тимофей Зудин, ведущий: Как понять, сколько ребёнку нужно времени для отдыха? Когда его можно уже начать загружать какими-то активностями?

Анна Старченко, психолог, эксперт по тайм-менеджменту: Всё индивидуально. Важно договариваться с ребёнком, учитывая его особенности. В целом рекомендуется от 15-ти до 30-ти минут учебной активности в день, но не более двух часов в зависимости от возраста: для младших школьников меньше, для средних и старших – больше. Остальное время на творчество, спорт и отдых.

Людмила Ширяева, ведущая: Мне кажется, когда заканчивается учебный, не хочется смотреть на учебники, тетради, конспекты. Как распределить эту нагрузку?

Анна Старченко, психолог, эксперт по тайм-менеджменту: Я даже со своими детьми по-разному распределяю, важно подстраиваться под ребёнка. Адаптироваться – это, в том числе, спросить его мнение. Сначала можно спросить, а дальше предложить выбор. У взрослых есть широкий спектр возможностей, чем мы можем занять детей. Сейчас есть много пособий и книг, где можно в игровой форме за 15 минут в день повторять сразу несколько предметов. Я очень рекомендую, чтобы совсем не забыть материал.

Тимофей Зудин, ведущий: Как правильно организовать вторую половину каникул, чтобы возвращение к учебному режиму было без стресса?

Анна Старченко, психолог, эксперт по тайм-менеджменту: Тут, конечно, важен режим дня. Привычный распорядок – это основа. Его нужно постепенно возвращать: если летом ложились спать позже, то понемногу сдвигаем время, привыкаем. Также важно восстановить режим питания, добавить спорт, витамины. Всё это летом в избытке, можно плавно переносить в сентябрь.

Людмила Ширяева, ведущая: Что делать, если ребёнок не хочет ничего делать?

Анна Старченко, психолог, эксперт по тайм-менеджменту: Зная особенности своего ребёнка, важно понять, что-то ему всё равно нравится. Иногда нужно немного настоять – дисциплина всё-таки важна. Но, зная ребёнка, можно просто договориться: предложить несколько вариантов, а он сам выберет. Тогда у него будет ощущение, что это его выбор.