В гостях у программы «Утро в Петербурге» Андрей Чечулин, руководитель Международного центра цифровой криминалистики, кандидат технических наук.
Людмила Ширяева, ведущая: Ученые Санкт-Петербургского государственного университета и Федерального исследовательского центра РАН разработали алгоритм, который способен по движению глаз определить, насколько человек утомлен. Это может стать настоящим прорывом для контроля состояния, например, тех, кто управляет транспортом или машинами на производстве.
Тимофей Зудин, ведущий: Поговорим о том, как работает эта технология, как её можно применить, и как она влияет на безопасность и качество жизни.
Людмила Ширяева, ведущая: С чего началась разработка данной системы? Что стало отправной точкой?
Андрей Чечулин, руководитель Международного центра цифровой криминалистики, кандидат технических наук: Отправной точкой в науке всегда становится какая-то проблема. Проблема в том, что люди могут засыпать, и хорошо бы, чтобы за этим кто-то следил. Например, вас везёт таксист ранним утром, а он, возможно, работал сутки и начинает дремать. Вам бы это заметить, но вы сами можете задремать на заднем сидении. Поэтому неплохо, если кто-то будет следить за этим вместо вас.
Тимофей Зудин, ведущий: Как система по глазам распознает усталость? Какие параметры анализирует?
Андрей Чечулин, руководитель Международного центра цифровой криминалистики, кандидат технических наук: Там очень много характеристик, поэтому не совсем корректно говорить, что это просто алгоритм – это искусственный интеллект. В отличие от алгоритма, искусственный интеллект не программируется напрямую, а обучается. Мы даем ему примеры: взяли 20 испытуемых, фиксировали данные утром, днём, во время и после рабочего дня, проводили тесты на утомлённость и передавали всё это ИИ. Он сам определял, по каким параметрам можно выявить дремоту, усталость и другие состояния.
Тимофей Зудин, ведущий: Система может работать с любым человеком, либо нужна настройка под конкретного пользователя?
Андрей Чечулин, руководитель Международного центра цифровой криминалистики, кандидат технических наук: Система достаточно универсальна, под конкретного не нужно, но есть специфические особенности. Когда я готовился к эфиру, прочитал новость из Китая: один китаец подал жалобу на производителя автомобиля. В машине установлена система, которая подаёт сигнал, если водитель дремлет. Но у этого водителя разрез глаз особенно узкий даже по сравнению с типичной внешностью для региона. Он видит хорошо, полностью контролирует ситуацию, но система всё равно ошибочно определяет его как уставшего.
Людмила Ширяева, ведущая: Как в идеале должна работать эта система?
Андрей Чечулин, руководитель Международного центра цифровой криминалистики, кандидат технических наук: Вариантов может быть несколько. Например, проверка может проводиться при выходе на смену или прямо во время вождения. Камера может быть встроена даже в обычный телефон-навигатор. Она вас снимает постоянно, никуда не передает, но тем не менее, камера включена и может быть легко использована.
Тимофей Зудин, ведущий: Что она сможет делать?
Андрей Чечулин, руководитель Международного центра цифровой криминалистики, кандидат технических наук: Например, подавать сигнал, звоночек. А если сонливость повторяется, и это рабочий транспорт, то, конечно, информация может использоваться. Если это ваша личная машина, то данные передаваться не должны, а если это работа таксистом, то информация должна будет передаваться.
Тимофей Зудин, ведущий: Как вы думаете, насколько это возможно применить на практике? Ведёт человек, например, автобус, и система показывает, что он действительно утомлен. Что с ним делать?
Андрей Чечулин, руководитель Международного центра цифровой криминалистики, кандидат технических наук: Вариантов, опять же, несколько. Если это ваша личная машина, вы сами решаете. Хотя современные авто могут быть оснащены системой, которая остановит машину, если вы регулярно засыпаете. А если речь об автобусе или рабочем транспорте, то информация может передаваться руководству, и тогда возможно решение о временном отстранении водителя от работы.
Людмила Ширяева, ведущая: Насколько быстро такая система может быть внедрена на производствах, в таксомоторных парках? Когда это всё станет реальностью?
Андрей Чечулин, руководитель Международного центра цифровой криминалистики, кандидат технических наук: Уже сейчас, я привел пример с гражданином из Китая.
Людмила Ширяева, ведущая: Когда у нас это произойдет?
Андрей Чечулин, руководитель Международного центра цифровой криминалистики, кандидат технических наук: Это технология, внедренная в машину. Если вы покупаете машину такой же модели, это будет работать уже и у вас. То есть, эта технология уже работает. Вопрос конкретной компании, когда определенная компания внедрит это у себя. Но технологии уже есть.
Тимофей Зудин, ведущий: В каких еще профессиях такая система может быть применена?
Андрей Чечулин, руководитель Международного центра цифровой криминалистики, кандидат технических наук: В любых, в которых усталость может приводить к ошибкам. Например, если вы архитектор и рисуете какие-то сложные схемы, если вы оператор станка, либо работаете на производстве, атомной станции.