В гостях у программы «Утро в Петербурге» Татьяна Шенгюль, психолог.
Тимофей Зудин, ведущий: Учебный год уже бесповоротно завершился. Школьники узнали свои результаты по единому государственному экзамену. Но всех ли эти результаты устроили? В Петербурге многие школьники, кстати, сдали экзамены на высшие баллы: 90 человек набрали 100 баллов по литературе, 35 – по физике, 139 – по химии. Ученик из академической гимназии №56 набрал 300 баллов по трём профильным предметам. Но между тем, в России количество тех, кто сдал отлично русский язык по сравнению с прошлым годом, сократилось в три с половиной раза. Что же делать ученикам, которые не набрали заветное количество баллов и чьи надежды оказались обманутыми? Как не впасть в депрессию, сохранить психологическое здоровье?
Людмила Ширяева, ведущая: Бывают ситуации, когда экзамен по каким-то причинам сдать не удалось. Как правильно отреагировать родителю? Ведь слова «это не так важно» в данном случае, наверное, не подойдут.
Татьяна Шенгюль, психолог: Да, обесценивание не помогает. Родителю важно заранее подготовиться к возможным трудностям и набраться смелости. А при встрече с ребёнком словно открыть сердце: вспомнить, каким он был маленьким, как ты держал его на руках, как он бегал радостный. Это состояние любви ребёнок чувствует. Когда он что-то рассказывает, важно откликнуться: «Я понимаю, ты очень старался». Даже если результат не идеален – это стресс, и он потрудился морально. Главное сказать: «Мы справимся. Что бы ни случилось, мы что-нибудь придумаем». Поддержка – самое важное.
Тимофей Зудин, ведущий: Какие возможны реакции на провал со стороны подростка?
Татьяна Шенгюль, психолог: Давайте начнём с самого неприятного – тревога. Тревожная реакция не возникает внезапно, это целый комплекс признаков, который можно отследить. Первый – ребёнок переедает или, наоборот, отказывается от еды. Второй – нарушен сон: он ворочается, или вы замечаете, что он делает что-то, чтобы лучше заснуть. Третий – повышенная двигательная активность: движения становятся резкими, частыми, видно, что он неспокоен. Если вы замечаете такие признаки, значит, тревога возникла заранее, и сейчас ребёнку нужна поддержка. Можно дать что-то вкусненькое. Отлично, если получится устроить что-то вроде СПА-процедуры – это хорошо расслабляет.
Людмила Ширяева, ведущая: Что делать дальше? Как дальше повести себя родителю? Мотивировать на поступление в следующем году? Либо дать ему возможность как-то погрустить? Как долго?
Татьяна Шенгюль, психолог: В первую очередь родитель должен сам научиться простраивать свои цели. То есть просто сесть и задать себе вопросы: «Чем плохо, если мой ребенок не поступит? Что будет, если он поступит в следующем году? Как на мне это скажется?». То есть сначала нужно понять негативные последствия. Второй способ – наоборот, техника раскрутки вверх, мы спрашиваем себя: «Чем это может быть хорошо? Что это мне даст? Какие новые возможности открываются? Как я могу повлиять на ситуацию положительно?» Так взрослый получает несколько вариантов и может их скомбинировать, чтобы предложить ребёнку. Давать ложную надежду, что в следующем году ты точно поступишь, – не лучший вариант. Лучше сказать: «Да, это неприятно, я с тобой, мы справимся. Давай посмотрим, какие есть варианты». Можно показать примеры людей, похожих на ребёнка, которые добились успеха без уверенного старта.
Тимофей Зудин, ведущий: Что делать, если ребенок закрылся и весь в переживаниях? Как найти подход?
Татьяна Шенгюль, психолог: В таком случае важно начать с того, чтобы не тревожить ребёнка лишний раз, а сначала помочь себе. Затем регулярно готовим ему еду, следим за сном, организуем быт. Иногда полезно дать ребёнку немного побыть одному. Бывает, что, оставшись на второй год, он становится успешнее, проживает неудачу, учится распределять время, занимается в кружках. Это не всегда катастрофа, и может стать точкой роста. Но, чтобы это произошло, сначала ребёнку нужно восстановиться физически: выспаться, хорошо питаться. А потом уже взрослый может предлагать варианты.
Людмила Ширяева, ведущая: Может ли провал на экзаменах привести к серьёзным психологическим последствиям? Как это распознать на начальном этапе, чтобы не доводить до неприятных ситуаций?
Татьяна Шенгюль, психолог: Конечно, может. Особенно если у ребёнка тревожные родители, которые постоянно накручивают его на результат. Также если между ребёнком и родителями нет близости, и они не знают, что происходит у него внутри. Тогда ребёнок ощущает, что остался с проблемой один. В таких случаях прикладные методики не работают, здесь уже нужна помощь специалиста.
Тимофей Зудин, ведущий: Но родители сами испытывают досаду, разочарование, претензии внутренние. Как родителю пройти этот неприятный этап?
Татьяна Шенгюль, психолог: Здесь важно сначала заглянуть в свою жизнь: сесть и мысленно провести линию от нуля до сегодняшнего дня и посмотреть, где были провалы, неудачи, как они повлияли на жизнь. Может, какие-то из них в итоге привели к успеху. Родителю стоит пройтись по этим моментам и задуматься, действительно ли все неудачи были провальными. Возможно, и текущая ситуация – точка роста, в том числе и для самого родителя.