В гостях у программы «Утро в Петербурге» Татьяна Панкова, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры, хранитель коллекции русского стекла Государственного Эрмитажа.
Василий Киров, ведущий: Центром внимания программы станет выставка «Блеск кристалла и тонкость граней. Русское стекло XVIII – начала ХХ века с резьбой и гравировкой».
Марианна Дьякова, ведущая: В России XVIII столетия традиция декорирования стекла резьбой и гравировкой достигла своего расцвета. Центром производства парадной посуды, богато украшенной резными орнаментами, стал Петербург.
Василий Киров, ведущий: На протяжении своей истории стеклянные изделия, украшенные резьбой и гравировкой, видоизменялись, следовали различным тенденциям времени, то становились очень популярными, то уходили на второй план. С чем связана такая волнообразная история?
Татьяна Панкова, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры, хранитель коллекции русского стекла Государственного Эрмитажа: Действительно, гравировка сменялась иногда резьбой, шлифовкой. Иногда такие виды резьбы уходили из моды, и в моду входила роспись, которая также была очень популярна.
Василий Киров, ведущий: С чем это было связано? С какими-то историческими событиями или это дань моды?
Татьяна Панкова, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры, хранитель коллекции русского стекла Государственного Эрмитажа: В основном это было связано со Всероссийскими мануфактурными выставками. То есть, когда какие-то изделия там занимали ведущие места, получали золотые медали, формировались модные тенденции. С Императорского завода и других крупных предприятий всегда направляли директора, мастеров или других представителей на выставки, и, как правило, они привозили оттуда изделия, книги или иллюстрации.
Марианна Дьякова, ведущая: На выставке представлено более 100 предметов. Когда мы говорим о стекле, то говорим об определенных технологиях производства. Какие технологии производства стекла существовали в XVIII веке? Насколько они были развиты?
Татьяна Панкова, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры, хранитель коллекции русского стекла Государственного Эрмитажа: На самом деле XVIII век – это расцвет гравировки, но развивается она у нас ещё с конца XVII века на первых промышленных производствах. А к периоду правления Елизаветы Петровны достигает своего пика. Это была ведущая технология. Была ещё шлифовка и огранка, но чаще они применялись для оформления, например, ножки или части клубка.
Марианна Дьякова, ведущая: А если сравнивать с европейскими мастерами, мы были на уровне или даже в чём-то превосходили?
Татьяна Панкова, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры, хранитель коллекции русского стекла Государственного Эрмитажа: Если мы берём петровское время, то на Ямбургском заводе в основном работали иностранцы. Очень трудно атрибутировать эти изделия, потому что иностранцы работали на наших заводах и использовали привозное сырьё и иногда даже формы.
Марианна Дьякова, ведущая: В будуарах императрицы такие вещи смотрятся органично. Были ли какие-то из стеклянных изделий у простых людей дома?
Татьяна Панкова, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры, хранитель коллекции русского стекла Государственного Эрмитажа: Начнём с того, что на выставке в основном представлены произведения Императорского стеклянного завода, который работал исключительно по заказам императорского двора. Такие вещи могли попасть к частным лицам либо через выставки, где завод регулярно представлял свои изделия, либо в виде подарков. Иногда устраивались лотереи, например, на Рождество, когда была традиция подносить лучшие изделия года императорской семье. В такой лотерее мог выиграть любой служащий или приглашённый гость, присутствовавший на празднике.
Василий Киров, ведущий: Использовались ли по назначению эти стеклянные вазы или чаши?
Татьяна Панкова, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры, хранитель коллекции русского стекла Государственного Эрмитажа: В основном вазы использовались для цветов и такие вазы-чаши для фруктов. Сохранилось довольно много фотографий начала XX века, где действительно в вазах стоят цветы.
Василий Киров, ведущий: Для чего использовалась представленная на выставке шкатулка?
Татьяна Панкова, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры, хранитель коллекции русского стекла Государственного Эрмитажа: Шкатулка была создана в 1820-х годах, во время правления Николая I. Согласно архивным данным, в ней хранилась коллекция памятных колец Николая I и Александры Фёдоровны. Всего сохранилось 56 колец, 19 из которых представлены на выставке, остальные находятся в Эрмитаже. Это не столько украшения, сколько памятные реликвии. Например, 3 кольца связаны со смертью Александра I, есть разборное кольцо с плетёнкой из волос и датой смерти Марии Фёдоровны. Особый интерес представляет кольцо с яшмовыми вставками с датой 1828-го года и надписью «Одесса» внутри. В это время началась русско-турецкая война, и Николай I, находясь на Дунайском фронте, на короткое время приехал в Одессу, где его навестила семья. Считается, что камни могли быть найдены на побережье Чёрного моря. Хотя сами кольца не отличаются особой драгоценностью, шкатулка выполнена очень роскошно – с замком и ключом, вся её поверхность украшена разными видами гранения, придающими ей вид огранённого алмаза. Внутри вставлялась коробочка с отделениями для колец и подушечкой, которую можно видеть и сегодня.
Василий Киров, ведущий: Расскажите про другую представленную шкатулку.
Татьяна Панкова, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры, хранитель коллекции русского стекла Государственного Эрмитажа: Это шкатулочка в виде клавесина, она музыкальная, у нее есть две клавиши, которые запускают небольшую мелодию. Шкатулка находилась очень долгое время в реставрации, потому что были проблемы с музыкальным механизмом.
Василий Киров, ведущий: Как происходила реставрация такой маленькой и уникальной вещи?
Татьяна Панкова, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры, хранитель коллекции русского стекла Государственного Эрмитажа: Были две реставрации – часовых механизмов и стекла. Обычно собирается рабочая группа, работы разбираются на этапы, и каждый занимается своим дело. То есть реставраторы стекла чистят и делают стекло, реставраторы музыкальных механизмов занимаются музыкальными механизмами.