В гостях у программы «Утро в Петербурге» Иван Соколов, вице-президент Нотариальной палаты Санкт-Петербурга.

Василий Киров, ведущий: Поговорим о новых правилах сделок с недвижимостью, по которым теперь требуется нотариально заверенное согласие всех лиц, внесённых в реестр как пожизненные жильцы.

Марианна Дьякова, ведущая: Расскажем, как это работает на практике.

Василий Киров, ведущий: Эти правила будут действовать с 1-го сентября. Что принципиально изменится для вас?

Иван Соколов, вице-президент Нотариальной палаты Санкт-Петербурга: Покупка жилья – всегда ответственный выбор. Важно учитывать не только сам объект, но и правовую сторону вопроса, которая зачастую имеет решающее значение. Поэтому к этому нужно подходить внимательно и осознанно. Нововведения, вступающие в силу с 1-го сентября, как раз направлены на создание понятного и прозрачного механизма защиты прав третьих лиц – тех, кто хоть и не является собственником, но имеет право проживания в квартире.

Марианна Дьякова, ведущая: Мы говорим не только о собственниках, но и о тех людях, которые имеют право проживать. А кто эти люди? Как у них появляется это право?

Иван Соколов, вице-президент Нотариальной палаты Санкт-Петербурга: Совершенно верно. С одной стороны, у нас есть реестр недвижимости, где указаны собственники. С другой – есть лица, имеющие право проживания, хоть и не являющиеся собственниками. Закон, вступающий в силу с 1-го сентября, касается двух категорий таких лиц. Первая – это те, кто имел право участвовать в приватизации, но отказался. Например, квартира была приватизирована на одного члена семьи, а остальные отказались. По закону они сохраняют пожизненное право проживания.

Василий Киров, ведущий: Это и есть те самые постоянные лица?

Иван Соколов, вице-президент Нотариальной палаты Санкт-Петербурга: Да. Но в реестре недвижимости они отсутствуют, узнать о них можно только при тщательном анализе документов. Вторая категория – это члены жилищно-строительного кооператива, которые были вселены на основании ордера. Даже если пай выплачивал один человек, члены семьи, вселённые по решению, также имеют право проживания, хотя и не отражены в реестре.

Василий Киров, ведущий: То есть эти пожизненные жильцы не являются собственниками доли, но имеют пожизненное право проживания в недвижимости. Раньше мы не могли их увидеть, например, в выписке.

Иван Соколов, вице-президент Нотариальной палаты Санкт-Петербурга: В реестре их не видно, но права у них есть. Чтобы защитить, с одной стороны, интересы этих жильцов, а с другой – обеспечить достоверность реестра и защитить права покупателей, вводится эта норма. Она нужна для того, чтобы не возникла ситуация: человек выбрал квартиру, купил, а потом оказалось, что в ней уже кто-то живёт.

Марианна Дьякова, ведущая: Норма заключается в том, что пожизненные жильцы должны сами о себе заявить? Что будет, если они этого не сделали? Какое наказание за это грозит?

Иван Соколов, вице-президент Нотариальной палаты Санкт-Петербурга: Наказания за это никакого не грозит, но грозят споры и судебное разбирательство, которые последуют. Это больше любого наказания.

Василий Киров, ведущий: То есть с 1-го сентября должно быть нотариально заверенное согласие пожизненных жильцов, даже если они не заявили о себе в реестре недвижимости?

Иван Соколов, вице-президент Нотариальной палаты Санкт-Петербурга: Если жильцы не заявили о себе, есть риск, что их собственники не увидят. Если сделка проходит без нотариуса и правового эксперта, этот момент могут пропустить, и покупатель столкнется с проблемой, как и пожизненные жильцы. Поэтому жильцам важно указать себя и защитить свои права, а покупателям лучше всегда обращаться к экспертам, чтобы избежать таких ситуаций.

Василий Киров, ведущий: Как покупатель может узнать, есть в квартире такие жильцы или нет?

Иван Соколов, вице-президент Нотариальной палаты Санкт-Петербурга: Согласно новым правилам, это можно будет увидеть в том числе из реестра недвижимости, потому что появятся дополнительные сведения. Но, конечно, это всегда работа экспертов, которые обеспечивают правовую безопасность. В этом смысле, обращение к нотариусу за удостоверением и заключением сделок позволяет эти вопросы решить.

Василий Киров, ведущий: То есть можно обратиться к нотариусу на предмет поиска пожизненных жильцов?

Иван Соколов, вице-президент Нотариальной палаты Санкт-Петербурга: Не только, потому что нотариус работает комплексно.

Марианна Дьякова, ведущая: Как правильно сейчас процессуально осуществить сделку с недвижимостью? Что происходит после обращения к нотариусу?

Иван Соколов, вице-президент Нотариальной палаты Санкт-Петербурга: Далее происходит стандартная процедура: сначала оговариваются условия сделки и определяется пакет документов. Здесь универсального рецепта нет, но есть маркеры для проверки. Затем проводится правовой анализ документов, проверяется история объекта на наличие подводных камней. Если всё устраивает, и стороны согласны, нотариус удостоверяет сделку. Сегодня весь процесс можно пройти у нотариуса или у юриста в одном месте.

Василий Киров, ведущий: А если, например, пожизненные жильцы не заявили о себе, человек покупает квартиру. Может ли нотариус не узнать, что в квартире есть пожизненные жильцы?

Иван Соколов, вице-президент Нотариальной палаты Санкт-Петербурга: Я назвал две категории лиц, но на самом деле их больше. Нотариус не может не увидеть их – это как раз и есть наша прямая работа. Мы этим и занимаемся.

Василий Киров, ведущий: То есть это возможно, только если сделка проходит без привлечения специалиста?

Иван Соколов, вице-президент Нотариальной палаты Санкт-Петербурга: Другой вопрос, когда мы по каким-то причинам решили не обращаться к специалисту, решили всё сделать самостоятельно, где-то нашли образец договора, что-то не проверили из-за отсутствия нужных компетенций. Кто-то спешит, кто-то полагается на советы соседа, который сказал: «Можно сделать так». В таких случаях, конечно, возникают риски. А задача нотариуса в том, чтобы обеспечить правовую безопасность и защиту сделки, что самое главное.