В гостях у программы «Утро в Петербурге» Илья Архипов, режиссёр-постановщик.
Николай Растворцев, ведущий: В этом году мир отмечает 185 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского и 135 лет с момента премьеры его легендарной оперы «Пиковая дама». К этим юбилеям Музыкальный театр имени Шаляпина готовит последний грандиозный подарок – новую постановку «Пиковой дамы».
Ксения Бобрикова, ведущая: Каким будет этот спектакль? Как прочитан классический сюжет Пушкина и Чайковского? Какие сюрпризы приготовлены для публики?
Николай Растворцев, ведущий: «Пиковая дама» – это опера, которая ставится во всём мире вот уже 135 лет. Удалось ли вам по-новому или по-своему взглянуть на этот материал? В чём будет особенность вашей постановки?
Илья Архипов, режиссёр-постановщик: Мне кажется, любой художник, прикасаясь к гениальному материалу, как опера «Пиковая дама» Чайковского, стремится что-то сказать. Наша постановка – не исключение. Вместе с командой и артистами мы превращаем эту оперу в инфернальное дефиле – показ мод, где на подиум выходят человеческие пороки. Их страсти и грехи предстают в гипертрофированном виде. Так мы рассказываем о том, как страсти могут подчинить человека и привести его к самым неприятным жизненным последствиям.
Ксения Бобрикова, ведущая: Это будет всё-таки историческая точность или современная интерпретация?
Илья Архипов, режиссёр-постановщик: Поскольку Санкт-Петербург – великий город, как и сама опера, мы хотим отразить в постановке его многослойную эстетику, вобравшую в себя разные эпохи. В нашей «Пиковой даме» сочетаются костюмы в стиле XIX века и современные, даже роковые мотивы. Цветовая палитра – красный, чёрный, белый и золото – подчеркивает мистическую атмосферу. Особое значение для нас имеют знаменитые строки «Три карты, три карты, три карты», благодаря которым визуальная часть наполнена образами ворон – таинственных, умных птиц, символов Петербурга, сопровождающих его жителей и придающих опере оккультный оттенок.
Николай Растворцев, ведущий: Одну из сцен разыгрывали на «Пушкин-фесте». Какие отзывы получили от такого фрагментарного показа?
Илья Архипов, режиссёр-постановщик: Наша графиня – та самая «пиковая дама» – застыла во времени, она уже много лет не стареет, и это её проклятие. Когда зрители видят, как Анастасия Самарина, исполнительница роли графини, снимает маску, и перед ними оказывается молодая женщина, у многих возникает недоумение: «Как так?» А затем приходит понимание – её вечная молодость не даёт ей жить дальше. Она застряла в прошлом, а те, кого она любила, с кем была близка, давно ушли. Теперь она одинока в этом мире, поэтому и звучит её ария: «Ах, постыл мне этот свет».
Ксения Бобрикова, ведущая: Эта опера о роковой страсти, судьбе, или всё-таки тут больше мистики?
Илья Архипов, режиссёр-постановщик: Мне кажется, что, так как опера поистине петербургская, без мистики никуда. Но самый главный, наверное, месседж, который есть в этой опере, – о том, что очень далеко могут завести тебя страсти, потаённые желания, если ты не умеешь их обуздать.
Николай Растворцев, ведущий: Герман, Лиза, Графиня – это одни из самых сложных партий в опере. Как вы работали с исполнителями? Какие акценты расставляли в их образах?
Илья Архипов, режиссёр-постановщик: У нас замечательные исполнители. Основной состав – солисты театра Шаляпина, а Германа исполняет приглашённый артист из московского театра «Геликон-опера» Виталий Серебряков. Ребята поют сложнейшие партии с лёгкостью, потому что это профессионалы, много лет работающие в жанре. Для них это роли мечты. Чтобы Лиза, Герман, Графиня, Томский стали по-настоящему особенными, мы совмещаем оперу с драматическим театром. Я даже называю нашу постановку не «Пиковая дама», а «Пиковая драма». Именно в этом соединении рождается тот самый сложный, но невероятно выразительный стиль спектакля.
Ксения Бобрикова, ведущая: Премьера пройдет в Эрмитажном театре, месте, где уникальная акустика и история. Как это пространство повлияет на ваш спектакль?
Илья Архипов, режиссёр-постановщик: Наверное, самое уникальное – это камерность Эрмитажного театра. Билеты были раскуплены уже два месяца назад, и первый летний показ станет настоящим эксклюзивом для тех, кто успел их схватить. Пространство с удлинённой арьерсценой позволяет зрителям сосредоточиться не на масштабной картинке, а на драматургии, близости артистов, точечном свете и, конечно, на потрясающем исполнении музыки Чайковского маэстро Фабио Мастранджело и оркестром «Северная симфония».
Николай Растворцев, ведущий: Петербург в вашей постановке тоже играет особую, отдельную роль. А каким он будет? Будет ли что-то узнаваемое?
Илья Архипов, режиссёр-постановщик: Наши художники провели настоящее исследование, опираясь на произведение Александра Сергеевича и записи об опере. В декорациях много вытянутых пространств, окон, монументальных колонн – как в самом Петербурге. Красный цвет напоминает, как город окрашивается на рассвете и закате. В этих окнах, на экранах, будут показаны подлинные локации, связанные с оперой «Пиковая дама». Проведя большое исследование, мы выяснили, что было видно из дома «Пиковой дамы».