В гостях у программы «Утро в Петербурге» Елена Чаузова, психолог по когнитивно-поведенческой терапии.
Николай Растворцев, ведущий: Они любят скидки, распродажи, бесплатные консультации. Их печалит и злит, когда за оказанную услугу нужно рассчитаться, а жизненное кредо таких людей – максимальная выгода во всем.
Ксения Бобрикова, ведущая: Называют таких умельцев «черри-пикерами», дословно – «собиратели вишен». Почему это социальное явление набирает обороты? Чем опасен такой взгляд на жизнь?
Николай Растворцев, ведущий: Почему таких хитрецов сравнивают с собирателями вишен?
Елена Чаузова, психолог по когнитивно-поведенческой терапии: Оказывается, в английском языке много выражений, связанных с идеей быстрого удовольствия. На примере вишни, думаю, это связано с самой природой ягоды: она небольшая, сочная, спелость легко определить. Главное, что её очень просто выбрать: не как виноград или смородину, где всё на ветке. Можно легко отобрать самые вкусные ягоды, оставив остальные другим.
Ксения Бобрикова, ведущая: Давайте опишем портрет черри-пикера. Какие выражения или фразы они могут использовать?
Елена Чаузова, психолог по когнитивно-поведенческой терапии: Не могу сказать про выражения и особенности их речи, но совершенно точно могу сказать, что черри-пикеры всегда настроены на получение выгоды – для них это самое важное. Они выбирают для себя один критерий – например, цену при покупке или желание доказать свою правоту в споре – и, преследуя свою выгоду, не учитывают ни другие точки зрения, ни интересы или потребности окружающих.
Николай Растворцев, ведущий: Если рассматривать черри-пикеров исключительно в финансовой призме, то люди ходят на бесплатные акции, бесплатные тренинги. То есть они действительно пытаются платить за всё максимально мало. Почему есть вопросы к этим людям, с точки зрения психологии и социологии? Что лично вас настораживает в этом?
Елена Чаузова, психолог по когнитивно-поведенческой терапии: Думаю, нет ничего плохого в том, чтобы пользоваться выгодными предложениями – это нормально. Проблема начинается тогда, когда это превращается в образ мышления: человек стремится получить всё сразу и бесплатно, без усилий, времени и затрат. В итоге формируется убеждение, что любой результат достижим мгновенно, труд других обесценивается, а взаимосвязь между усилиями и результатом перестаёт ощущаться.
Николай Растворцев, ведущий: Получается, базово все мы черри-пикеры, потому что покупаем товары по скидке.
Ксения Бобрикова, ведущая: К примеру, можно подождать товар, если ты понимаешь, что купишь его со скидкой.
Елена Чаузова, психолог по когнитивно-поведенческой терапии: Да, но, пока мы ждём скидки, можем проворонить сам товар, и таких ошибок достаточно много. Опираясь на один критерий, мы можем игнорировать другой, преследуя низкую цену. Ожидая низкую цену, мы можем забыть про соотношение цена и качество.
Ксения Бобрикова, ведущая: Где грань между нормой и начинающейся патологией?
Елена Чаузова, психолог по когнитивно-поведенческой терапии: В психологии граница между нормой и условной патологией обычно определяется тем, насколько поведение влияет на жизнь человека. Если оно помогает справляться с задачами конструктивно, не нарушая другие сферы жизни и интересы, – это можно считать условной нормой. Понятие нормы вообще довольно растяжимое. Но если человек, отстаивая свою точку зрения, начинает игнорировать реальность и потребности других, и это ведёт к ошибкам, утрате общения, тогда уже можно говорить о проблеме. Особенно если сам он этого не осознаёт.
Николай Растворцев, ведущий: Как вернуть человека в реальность?
Елена Чаузова, психолог по когнитивно-поведенческой терапии: Я полагаю, что это не просто будет сделать с взрослым человеком. Можно, наверное, попытаться вернуть человека к реальности, показывая ему последствия таких решений. В нашей работе мы часто сталкиваемся с тем, что человек не видит связи между проблемой и собой. Это большой вызов – показать, что трудности, с которыми он столкнулся, связаны с его поведением и выборами, а не с тем, что вокруг не те люди или не такой мир.
Ксения Бобрикова, ведущая: То есть, пока человек сам не осознает проблему, говорить что-либо ему бесполезно?
Елена Чаузова, психолог по когнитивно-поведенческой терапии: Да, как минимум ему нужно столкнуться с последствиями.