ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«И мы продолжаем наш цикл встреч на полях форума в студии нашего телеканала. И сейчас мы поговорим с директором главного музея страны – Михаилом Пиотровским. Как в эпоху быстрых перемен и сложной геополитической обстановки России сохранить свою историческую аутентичность? И как при этом продолжать наше развитие? И какую роль в этом процессе должен играть Петербург? Об этом – мнение директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского».
МИХАИЛ ПИОТРОВСКИЙ, директор Государственного Эрмитажа:
«Сила России, во-первых, в её самодостаточности. В ее глубоком оптимизме. В ее огромном разнообразии. Россию одним-двумя словами описать нельзя. Русский культурный код описать нельзя, потому что у России он очень многообразен. Это громадная страна, она состоит из многих-многих народов, и все они русские. И всё это Россия. Когда мы не забываем, что это всё разнообразие есть Россия, что разнообразие внутри очень хорошо, тогда и то, что мы от всех отличаемся, будет нам большим конкурентным преимуществом.
Миссия культуры, наверное, в том, чтобы, во-первых, заставлять нас помнить, что мы люди. Это тоже надо определить, что такое люди. Например, люди – это те, у кого есть память. Если нет памяти, вы растение. У растений, у животных есть экономика, и воюют они. Памяти у них почти нет такой, как человеческой. И нет культуры. Вот культура – это отличие человека от искусственного интеллекта, отличие человека от примитивных состояний. Как раз искусственный интеллект, его общение с ним позволяет нам понять, что такое примитивное, а что нет, и что мы должны заниматься не примитивным, а примитивное оставить. Так что культура делает нас человеком и всё время заставляет всё сверять с некими человеческими критериями. Есть какие-то критерии, к которым двигает политика экономика, должны быть какие-то человеческие критерии. Так что это и есть миссия культуры. А вторая миссия – это нас успокаивать. Терапевтическая миссия культуры. И третье – при принятии решений, хорошее решение в любой сфере бывает хорошее, если оно красивое. Даже оружие хорошо работает, если оно красивое. А уж все остальные – экономические решения, политические – красивое решение будет работать, некрасивое не будет. Красивое определяется эстетическими критериями. Это всё звучит так не очень, может быть, убедительно для большинства, но это абсолютно так и есть.
Петербург создан был Петром как некий образец. Образец того, как Россия соединяет разные традиции. Образец того, как это надо делать. И Петербург всегда это делал, и когда перестал быть столицей тоже. И последние десятилетия у нас в стране господствует – многим это совсем не нравится – петербургская культура. Петербургская политическая культура, петербургская экономическая культура и вообще петербургский стиль жизни, петербургский стиль жизни страны. Он есть, и нам надо сохранять это влияние петербургской культуры. Это очень сложная вещь, но вот она, здесь, вот её видно».