ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Одним из самых громких культурных событий форума стала премьера оперы «Мандрагора», которая состоялась в Мариинском театре. В основу постановки легли наброски незаконченного произведение Петра Чайковского – «Хор цветов и насекомых в Иванову ночь».
Композитор задумал сюжет оперы вместе со своим другом, профессором ботаники Сергеем Рачинским. Но не успел её закончить. И вот теперь эти наброски стали основой для творчества нейросетей: Гигачат – для либретто и развития сюжета, Симформер – для создания музыки, Кандинский – для декораций. Но искусственный интеллект лишь дополнял творчество Чайковского. Не знаю, мне кажется, Пётр Ильич написал бы лучше, чем любая нейросеть.
Но это событие – хороший повод поговорить о том, как сейчас технологи меняют нашу жизнь. И делают это не просто кардинально, а стремительно кардинально. И вот на полях форума, где было представлено огромное количество проектов, которые определят наше будущее, можно было эту новую реальность увидеть чуть более подробно. Давайте отправимся в этот мир будущего, который начинается уже сегодня, сейчас и здесь – на полях Петербургского международного экономического форума. Наталья Бандурина покажет нам этот футуристический, но очень реальный и близкий мир».
Один раз в год Петербург становится… Сейчас вы ждете, скорее всего, фразу «деловой столицей», «главной площадкой для презентаций, инноваций, подписания соглашений» – все так. Но главное, форум превращается в зеркало. Да, именно в нем отражается то, что уже произошло с нашей страной. Но главное – у этого зеркала есть еще одна особенность. Мы можем заглянуть в будущее, уже здесь и сейчас мы можем перенестись на десятки лет вперед и узнать, а что же нас ждет.
– Я Наталия Бандурина, и я улучшенная версия автора, корреспондента и интервьюера. Я буду задавать вопросы и получать на них ответы. Итогом моей работы стал сюжет, который вы сейчас смотрите, – на самом деле, нейросеть могла бы и полностью меня заменить на всех этапах, начиная от подборки тем, спикеров, заканчивая монтажом. Однако пока никто так не делает, ни у нас, ни за рубежом. Не потому что не готовы или это невозможно, на самом деле – есть опасность: это и дезинформация, дипфейки, подрыв доверия к СМИ в целом. Эту тему, к слову, впервые подняли на экономическом форуме, почти единогласно пришли к единому мнению – ИИ должен улучшать креатив творца, а не замещать его. Так поступим и мы.
Искусственный интеллект – это наше не будущее, это настоящее, и он старательно стирает эту границу. Дроны, которые еще каких-то 5-10 лет назад использовали для эффектных видео-кадров, теперь служат в армии, на гражданке ищут людей, используются в геологоразведке, следят за неправильными парковками, несанкционированными свалками. Квадрокоптеры называют сегодня искусственным интеллектом, вырвавшемся на свободу. И он только вначале развития своих возможностей.
Эти участники форума приехали из Самары. Традиционно это была столица космического машиностроения. Сегодня там активно развивают «дроностроение». И уже испытывают первое в России аэротакси.
Казалось бы, санкции должны были сильно сказаться на отечественном авиастроении, самые мрачные прогнозы о том, что комплектующие будут в дефиците, тоже не сбылись. Напротив, заводы в России работают сегодня в полную силу, не простаивают, как раньше. Это самолетное шасси – все комплектующие к нему делают сегодня у нас, точно не хуже, а может быть даже и лучше.
Сегодня беспилотные технологии вырастают в настоящие транспортные системы. В следующем году на сертификацию поступит новая «Ласточка». Этот поезд автоматизирован настолько, что фактически может следовать без машиниста. Всеми процессами может управлять автоматика, а задача удаленного оператора – приглядывать за происходящим. Поезд должен перевозить пассажиров в автоматическом режиме и уметь реагировать на препятствия.
Цифровые системы везде и во всем. Без них невозможно себе представить ни одну отрасль народного хозяйства. Стратегически важные проекты, такие как добыча нефти, тому подтверждение. По старинке уже никто ее не добывает. Да это и невозможно. Существуют такие месторождения – их называют труднозалегаемыми запасами, – которые именно просчитывают: от гипотезы геолога до реального ее нахождения в породе. Так появляется цифровая геологическая модель месторождения.
Искусственный интеллект на этой цифровой модели, в которой находятся все данные геологоразведки может потом достраивать ее, разбивая на пиксели, с обозначением, где глина, а где необходимый песчаник, в котором и находится нефть. Кроме того, он может проектировать и отслеживать работу буровых установок. И все это на расстоянии.
Уже очень скоро отечественный мессенджер должен прийти на смену иностранным. Ожидается, что это будет целая цифровая платформа. И в конечном итоге – создание цифрового ID, который будет заменять паспорт и весь набор документов.
Только за прошлый год россияне отдали телефонным мошенникам в общей сложности 295 млрд рублей. Для сравнения – это почти годовой бюджет Тюменской области. К концу года эта сумма может вырасти до 340 млрд. Кибермошенники пользуются иностранными мессенджерами, звонят и пишут, используют дипфейк, отечественная разработка должна стать надежным щитом на пути преступников.
ИИ сегодня активно используется, например, в лечении и диагностике онкологических заболеваний. Алгоритмы позволяют оценивать объем и структуру опухоли, взаимоотношение с другими тканями. С помощью цифровых технологий ученые ищут так называемые «слабые места» отсканированных раковых клеток. В Институте Гамалеи разрабатывают вакцину от рака.
Спортивная медицина вышла за рамки игрового поля футбола или баскетбола. Сегодня она оснащена такими симуляторами и тренажерами на внимание, которыми может помочь не только спортсмену, но и тому же оператору дрона, например. Всего 10 сеансов и себя можно натренировать на такую скорость реакции, которая поможет в экстренных ситуациях.
Одним словом, современный мир невозможно представить без цифровых технологий. И единственное, о чем сейчас спорят, до какой степени можно и нужно развивать нейросеть, чтобы не попасть в нее, как в ловушку, потом.
Вот он – робот, который и заваливается на бок, и ходит как человек. Именно в этом разработчики видят главный прорыв, движения стали плавными, у него пока нет лица, но уже присутствует интеллект. Искусственный. Шаг за шагом он идет, приближая будущее, в котором с ним не будут, как сейчас, фотографироваться, толпиться вокруг него. Однажды такие, как он, смешаются с толпой, и станут чем то обычным. И каким бы цифровым не было бы будущее, главное при всем этом оставаться человеком.