ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Теперь давайте уйдём от мировой геополитики и посмотрим, как те события, которыми были наполнены дни Петербургского экономического форума, повлияют на нас, петербуржцев? Как все эти многочисленные контракты, договоры, проекты, соглашения изменят наш город? Как и насколько сильно изменят?
И этот форум уникальный. Даже во времена экономического расцвета в начале 2000-х не было такого масштаба, что отчасти можно расценить и как парадокс. Грозили нам, что будет кризис, стагнация. А проекты, причём, не на бумаге, а уже конкретно реализуемые, поражают своим размахом. И на наших глазах сейчас рождается новый Санкт-Петербург – мегаполис 21-го века.
Поэтому давайте покинем площадку форума и пойдём в город, чтобы посмотреть, как форум меняет наш Санкт-Петербург. Антон Цуман покажет нам этот новый город, который начинался на площадке форума».
Одно из самых заметных событий такого уровня, произошедшее в день открытия форума. Дан официальный старт началу строительства новых этапов Широтной магистрали скоростного движения.
Символическая первая свая – отправная точка, с которой эстакады новой трассы пролетят над железной дорогой московского направления, через Неву и устремятся к кольцевой автодороге. И то, что этот проект важен не только для Петербурга, но и для всей страны, подчёркивает серьёзная финансовая поддержка из федерального бюджета.
И этот старт дан всего через полгода после завершения первого этапа – Витебской развязки, строительство которой начиналось ещё в пандемию коронавируса и не останавливалось ни на день, даже несмотря на тектонические сдвиги во всей мировой экономике.
На самом форуме уже можно воочию убедится – то, что раньше мы видели лишь на презентациях и макетах, как, например, Большой Смоленский мост – вот так он, говоря языком мостостроителей «взмахивает крыльями» на макете, представленном на стенде Петербурга.
В то же самое время на Неве идёт монтаж мощных гидравлических цилиндров разводного механизма. Подготовительный этап к монтажу разводных пролётов-крыльев Большого Смоленского моста, взмахнуть которыми он по плану сможет уже в конце этого года.
И вот дальнейшее развитие этого проекта – заключённое на форуме соглашение о строительстве путепровода в районе улицы Салова. Большой Смоленский мост соединит два берега Невы, а путепровод соединит Невский и Фрунзенский районы, став ещё одним звеном будущей внутренней дуговой магистрали, укрепив транспортный каркас Петербурга.
Мы уже привыкли к тому, как северный берег финского залива стал олицетворением современного Петербурга с завершением строительства самого высокого офисного здания Европы – башни Лахта-Центра, к которой вскоре добавится ещё два небоскрёба, строительство которых уже ведётся.
Но это не единственная перемена, которая ждёт этот берег Финского залива. Западнее, в районе Горской, всё яснее и яснее проступают очертания будущего морского курорта «Санкт-Петербург Марина».
Пока идут не такие заметные внешне, но очень важные этапы. Уже утверждён проект планировки территории, из которого уже ясно – новый туристический кластер создаст более 7 тысяч дополнительных рабочих мест и сможет принимать почти полтора миллиона гостей в год.
Главный архитектор Евгений Новосадюк, стоя прямо на берегу будущего курорта, приоткрывает для нас это будущее. Крупнейшая в России база для швартовки судов, судостроительный кластер, парковое пространство. Всем этим станет бывшая промплощадка, с которой начиналось строительство петербургской дамбы. Задел для этого уже есть. Осталось придать ему форму.
И это ещё один штрих к портрету Петербурга будущего – Петербург город кораблей, которые он не только принимает у себя, но и строит. Как и завещал его основатель Пётр I. И на прошедшем форуме было заключено одно из ключевых соглашений в этом плане с Объединённой судостроительной корпорацией. О модернизации «Северной верфи».
По планам объём инвестиций должен будет составить 300 миллиардов рублей, что позволит увеличить производительность предприятия в 16 раз. Для справки. Именно на «Северной верфи» строятся рыболовные траулеры-процессоры проекта 170701. По сути, рыбозаводы полного цикла на плаву.
Это подтверждение истины: пока Петербург строит корабли, он живёт и движется в будущее. Будущее, во всех смыслах, высоких скоростей.
Да, речь идёт о высокоскоростной железнодорожной магистрали между Петербургом и Москвой. Первой в России железной дороги, спроектированной исключительно для скоростного движения. В проект вовлечены 23 субъекта Российской федерации и 150 промышленных предприятий. И по масштабам его можно сравнить с основанием Санкт-Петербурга, который строился в тяжёлое время войны за выход России к Балтике.
И это не единственное изменение на транспортной карте Петербурга. Через город идут не только железнодорожные, но и трамвайные рельсы. Один из мегапроектов уже на завершающем этапе первой очереди. Трамвайная линия Купчино – Шушары – Славянка. Которая, как было заявлено на форуме, будет продлена до будущего кампуса СПбГУ.
Общее время в пути всего 50 минут. Самые сложные этапы строительства – эстакады до кольцевой автодороги и строительство депо – завершены почти на 100%. Запуск движения до Шушар планируется на конец 2025 года. Линии до самых дальних точек маршрута будут достраиваться по мере возведения новых объектов.
Так что Петербург постепенно возвращает себе звание мировой трамвайной столицы. И не только. Воздушные ворота города – аэропорт Пулково, особо оживлённый в дни экономического форума – тоже ждут перемены. Уже официально объявлено — второй очереди быть. И начнётся она со строительства южной галереи, которая даст до 10 дополнительных выходов на посадку.
В 2024 году «Пулково» стал вторым аэропортом России по объёму пассажирских перевозок. Почти 21 миллион человек. Это важный сигнал – нужно расширять пропускную способность. И руководство воздушной гавани при поддержке правительства Санкт-Петербурга действует на опережение.
Генеральный директор Леонид Сергеев делится планами развития на ближайшие годы, которые предусматривают, что к моменту строительства на месте нынешнего паркинга нового терминала до этой точки дойдёт запланированная линия метро и в перспективе железнодорожная линия. Одним словом, все дороги ведут в Пулково. И отсюда же начинаются.
И всё то, что было представлено городом на экономическом форуме, и есть ответ на вопрос, какой Петербург мы строим. Город транспортных мегапроектов, успешной промышленности и развития новых территорий. Город будущего, контуры которого уже можно увидеть в настоящем. Мегаполис 21 века.