ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Ну и, конечно же, одна из главных сенсаций этого форума – подписание договора между Правительством нашего города и руководством корпорации «АвтоВАЗ». Этот проект в корне может изменить нашу петербургскую экономику. Помните, когда после 22-го года от нас стали массово уходить западные автопроизводители? «Форд» во Всеволожске, «Тойота» в Шушарах, «Ниссан» в Каменке. И, казалось бы, что всё – слава Петербурга как одного из крупнейших автомобильных кластеров в стране ушла безвозвратно. Но нет, слухи о его смерти оказались сильно преувеличены.

Губернатор Александр Беглов и глава «АвтоВАЗа» Максим Соколов подписали соглашение, в рамках которого уже с сентября этого года на берегах Невы начнётся массовое производство машины «Лада Искра». У любой великой экономики мира должен быть свой народный автомобиль. И вот «Искра» зажигает огонь надежды, что и в России после ухода западных брендов будет наш народный автомобиль. И зажигает его в Петербурге. Помните такие опустевшие громадные цеха «Ниссана»? Так вот там теперь и будут собирать «Ладу Искра». До конца года – 4 тысячи автомобилей. В следующем году – 8 тысяч. И они будут создаваться нашими специалистами и будут продаваться в наших дилерских центрах Петербурга. Это здорово.

После таких громких заявлений мы не могли не записать интервью с первоисточником – главой «АвтоВАЗа» Максимом Соколовым. Мы задали ему вопрос: а что это даст нам, автомобилистам? Как нам противостоять натиску китайского автопрома? И каким должен быть наш исключительно российский народный автомобиль? Давайте послушаем».


– У нас уже с вами, Максим Юрьевич, есть такая традиция, очень хорошая, мне кажется, где вы во время форума в студии телеканала «Санкт-Петербург» всегда оглашаете какую-то новость, информационную бомбу, сенсацию. Давайте не будем изменять этим традициям, и вам слово. Что вы нам хотите сообщить? Пожалуйста.

МАКСИМ СОКОЛОВ, президент компании «АвтоВАЗ»:
«»АвтоВАЗ» представил свою новую модель, будущего флагмана продуктовой линейки автомобиль Lada Azimut. Городу на Неве надо производить собственные проекты, наши действительно отечественные автомобили. И вот сейчас, буквально чернила еще не высохли, соглашение между «АвтоВАЗом» и «Автозаводом Санкт-Петербург» было подписано в присутствии губернатора Санкт-Петербурга. О том, что теперь совсем скоро, буквально через два месяца, с сентября 2025 года, на «Автозаводе Санкт-Петербург» будет производиться наш отечественный автомобиль. Со звучным, зажигательным названием «Искра», автомобиль, который буквально пару месяцев назад сошёл с конвейеров автозавода в Тольятти. И сейчас подписано соглашение, что такой же автомобиль будет собираться в Петербурге. Теперь мы будем абсолютно независимы в своей политике, в выборе решений, концепции автомобиля. И «Автозавод Санкт-Петербург» будет двигаться в одном ключе, в одном русле вместе с нашей легендой – автогигантом «АвтоВАЗ». С сентября на заводе в промышленной зоне Каменка будет собрано около четырех тысяч автомобилей «Искра». А в следующем году мы уже постараемся удвоить эту цифру, в дальнейшем будем набирать обороты, интегрируя завод Санкт-Петербурга в тот промышленный и производственный потенциал, который есть в целом у «АвтоВАЗа». «Лада», сделанная в Санкт-Петербурге, – это звучит действительно гордо и очень зажигательно. Поэтому я хочу поздравить, во-первых, всю команду «АвтоВАЗа» и «Автозавода Санкт-Петербург» с этим решением, с этим событием. Это был предварительный этап очень глубокой проработки и с точки зрения инженеров, технологов, конструкторов, потому что очень важно было совместить производственные процессы, линейки, логистику. Но нам удалось при поддержке губернатора Александра Дмитриевича Беглова, при поддержке правительства Санкт-Петербурга быстро решить все организационные вопросы. И, как я уже говорил, буквально через два месяца эта идея будет воплощена в производство».

– Максим Юрьевич, китайский автопром сейчас занимает одну из лидирующих позиций в мире. Это ни для кого не секрет, мы очень тесно взаимодействуем с китайскими коллегами. Вот в этом плане, как строится это взаимодействие, что вы берете у них, что они хотят получить от нас?

– В основном китайцы хотят от нас получить наш рынок. И более того, в прошлом году, если посмотреть данные из открытых источников, то рынок Российской Федерации, хотя он не такой большой в принципе, в прошлом году он подошел к планке 1,7 миллиона. И вот даже при таких относительно небольших объемах он был первым с точки зрения экспортного потенциала, экспортных продаж для китайского рынка. И эту задачу они, можно сказать, в полном объёме выполнили. Всё то многообразие, которое было на автомобильном рынке Российской Федерации: американских, японских, корейских, европейских – заменили практически исключительно китайские бренды. И бьющийся с ними – не из последних сил, а достаточно уверенно – «АвтоВАЗ». Мы сражаемся, отстаивая свои конкурентные позиции, защищая своих клиентов, поклонников бренда «Лада». Доля «АвтоВАЗа», она не уменьшается. Рынок играет, скачет. Доля остается прежней, это чуть меньше 30%.

– Чем мы можем противостоять натиску китайского рынка?

– Только своей работой, своими компетенциями, многообразием своей продуктовой линейки и ее соответствием ожиданиям покупателей. Я думаю, что через год мы с вами можем провести тест-драйв и на новом автомобиле Lada Azimut, сравнить его с китайскими аналогами в классе B, B+, в котором он представлен. Уверен, что принципиальных отличий не найдёт даже самый дотошный эксперт.

– Ещё один маленький вопрос. Lada Azimut – эта машина про что? Для кого?

– Для молодых, современных, энергичных людей, бизнесменов. И, конечно же, их семей. Это семейный автомобиль для путешествий, для комфортной жизни, для городской езды и для поездок за город.