В гостях у программы «Утро в Петербурге» Дмитрий Попов, автоэксперт.

Тимофей Зудин, ведущий: Если вас раздражают курьеры, которые стремительно несутся по тротуару на двухколесных средствах передвижения, у нас для вас есть хорошие новости. На сайте Смольного опубликован проект документа, который регламентирует требования для курьеров, использующих средства индивидуальной мобильности.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Какие именно моменты будут регламентированы, узнаем далее.

Тимофей Зудин, ведущий: Какие виды транспорта подпадают под действие регламента?

Дмитрий Попов, автоэксперт: Велосипеды, электровелосипеды, мопеды и средства индивидуальной мобильности. Кстати, в первой версии была даже идея зарегламентировать и тех, кто идёт пешком, чтобы не бегали.

Тимофей Зудин, ведущий: Это касается только курьерской доставки, а не обычных горожан, которые передвигаются?

Дмитрий Попов, автоэксперт: Да. Сейчас в Комитете по транспорту работа ведется по двум направлениям. Первым мы занимаемся уже несколько лет – это СИМы и отдельные договорённости с кикшеринговыми компаниями. Второе направление появилось в этом году: стало очевидно, что курьеры вызывают раздражение у участников движения и на дорогах, и во дворах, часто нарушают ПДД. Комитет задался вопросом, как это регулировать. Была собрана рабочая группа, в которую вошли руководители крупнейших курьерских компаний. Поэтому, когда говорят, что мы что-то предлагаем без взаимодействия, это не так, вся работа ведётся в рамках этой группы.

Тимофей Зудин, ведущий: По каким участкам курьеры могут передвигаться, а по каким движение будет запрещено?

Дмитрий Попов, автоэксперт: В соглашении прописаны несколько ключевых моментов. Прежде всего, всё должно соответствовать правилам дорожного движения. При этом предполагается, что скорость движения курьеров будет регулироваться либо действующими нормами, либо ожидаемыми поправками от Минтранса. По проезжей части велосипедисты и электровелосипедисты могут двигаться без ограничений. На тротуарах обсуждаются варианты ограничения скорости до 20 км/ч или даже до 10 км/ч.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Не слишком ли большая скорость в 20 км/ч?

Дмитрий Попов, автоэксперт: Я придерживаюсь позиции, что при разъезде с пешеходами скорость должна снижаться. Открою небольшую завесу, Минтранс готовит поправки, согласно которым при разъезде с пешеходом на тротуаре скорость электросамокатов должна снижаться до 10 км/ч. Это наиболее безопасная скорость. Я всегда привожу такой пример: столкновение на скорости 10 км/ч – это примерно как падение с высоты 1,5-1,8 метра.

Тимофей Зудин, ведущий: Но курьер может ездить по тротуарам, это не будет запрещено.

Дмитрий Попов, автоэксперт: В случае, если нет возможности двигаться по проезжей части — это важная оговорка. В соглашении также предусмотрено, что курьерские компании создадут волонтёрские службы. Эти волонтёры в единой форме будут находиться на улично-дорожной сети и следить за соблюдением ПДД курьерами. Они должны быть заметны для горожан, чтобы любой мог подойти и сказать: «Смотри, вон твой нарушает».

Тимофей Зудин, ведущий: Какие зоны будут доступны для курьеров?

Дмитрий Попов, автоэксперт: В готовящемся постановлении губернатора и в соглашении предусмотрено, что будут обозначены зоны, куда курьерам въезд будет полностью запрещён. Скорее всего это культурные и рекреационные территории. Вероятно, это будет реализовано по аналогии с ограничениями для самокатов в центральной части города. Как тогда доставлять? Доезжать до границы зоны, оставлять велосипед и дальше идти пешком.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Есть ли изменения в правилах парковки средств индивидуальной мобильности?

Дмитрий Попов, автоэксперт: К сожалению, в правилах дорожного движения об этом ничего не сказано. Но в соглашении указано, что в рекомендациях будет зафиксировано: курьеры не должны создавать помех пешеходам, в том числе маломобильным гражданам и мамам с колясками.

Тимофей Зудин, ведущий: У курьера мы можем видеть два номера – один номер находится на сумке, второй на транспортном средстве. Зачем эти номера нужны и чем они отличаются?

Дмитрий Попов, автоэксперт: Сейчас у нас путаница с номерами и на сумках, и на велосипедах. Соглашением предусмотрено, что все курьерские службы должны будут ввести единые регистрационные знаки, похожие по формату на автомобильные номера. Ведь вред причиняет не сумка с пирогами, а велосипед. Я специально консультировался с Минтрансом, они тоже разрабатывают такую систему совместно с ГИБДД. Это поможет навести порядок с номерами.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Куда обращаться, если стали свидетелем нарушения со стороны курьера? Нужно ли фиксировать?

Дмитрий Попов, автоэксперт: Я несколько раз пробовал, меня чуть не сбивали электросамокаты, пытался жаловаться через телеграм-боты и другие инструменты, но это очень неудобно. Разве что утром выходного дня устроить «охоту» со смартфоном. Но вот что действительно сработало, я снял видеорегистратор с машины, записал весь день, нарезал фрагменты с нарушениями, там всё видно – время, место. Предполагается, что помимо ботов появится единый способ подачи жалобы через короткий или общий номер. Это будет городская служба, курирующая курьерские доставки, и она должна отрабатывать обращения по аналогии с 59-м федеральным законом.

Тимофей Зудин, ведущий: Когда может заработать новое соглашение?

Дмитрий Попов, автоэксперт: На подходе есть постановление губернатора, которое будет принято в ближайшие дни. В нём определен срок 1 июля. Поэтому я думаю, что мы уже этим летом начнем видеть какое-то шевеление среди курьеров. В соглашении в том числе зафиксированы обязательное обучение курьеров и проверка знаний правил дорожного движения.