ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Самое длительное и одно из самых кровопролитных сражений Великой Отечественной войны – это, конечно же, Ленинградская битва. Она продолжалась с 10 июля 1941 года по 9 августа 1944 года – 1127 дней. В плане захвата города немецкому командованию всё казалось гораздо легче, быстрее и проще. Уже новый 1942 год Гитлер хотел встречать в Ленинграде. Были даже напечатаны приглашения на праздничный фуршет. И для Гитлера, большого любителя масштабных зрелищ в стиле фильма «Триумф воли» Лени Рифеншталь, уже была выбрана площадка, с которой он должен был принимать парад. Вот это место – балкон второго этажа гостиницы Астория. Но всё сложилось не по плану немецкого командования. И одним из итогов этой битвы стало не только полное освобождение Ленинграда от фашистской блокады. Не менее важно и то, что постоянные попытки советских войск прорвать блокаду Ленинграда в течение долгих 3-х лет отвлекали значительные силы врага. Таким образом мы не допустили переброски войск противника на другие участки фронта: под Москву, Сталинград, Курск.

А что это было – Битва за Ленинград? Какой ценой мы добыли эту победу? И как даже сейчас, спустя 80 лет, следы этой эпической битвы мы можем увидеть на улицах и площадях нашего города или в ближайших его окрестностях? Антон Цуман расскажет подробнее».


Проспект Стачек, 79. Это сегодня двор типичной ленинградской «сталинки». А в 1943 году это был один более чем сотни укреплённых объектов южной линии прикрытия Ленинграда. Оборонительного рубежа «Ижора».

Михаил Канатчиков, заместитель директора Молодёжного центра «Кировский», рассказывает: этот ДОТ должен был прикрывать подходы к порту. В непосредственных боях он участия не принимал, но главную задачу – не допустить врага к Ленинграду – по сути, выполнил.

В военное время ДОТ окружали траншеи блиндажи и маскировочные сети. Снаружи этот военный объект кажется просторным, но обманчивое впечатление рассеивается, стоит только заглянуть внутрь.

Командир поискового отряда «Проводник» Евгений Косарев – один из тех, кто сегодня превращает ДОТ в музей. Бережно восстанавливая детали боевого прошлого. От специального поворотного станка, где крепился пулемёт, до телефонного поста, где постоянно находился дежурный.

Но у обороны Ленинграда есть и такие эпизоды, когда защитникам города приходилось останавливать врага безо всяких укреплений. Буквально грудью. Что называется, на самом переднем крае.

Современная улица Здоровцева. Юго-запад. Красносельский район Петербурга. Прямо на берегу реки Ивановка из земли показывается с виду нехитрое сооружение. Издали его можно легко принять за оголовок дренажного колодца. Но первое впечатление всегда обманчиво.

Эти немецкие пулемёты были направлены на восток, в сторону Полежаевского парка, исторической местности вдоль старинной царской дороги на Петергоф. И тем сложнее представить, что именно там, в окружении современных жилых районов Петербурга, был передний край обороны Ленинграда.

С одним из руководителей молодёжного клуба «Непокорённый рубеж» Виктором Ионовым идём вглубь парка, где перед самой войной был построен рабочий посёлок Клиново. Таким он был, и такой вид на него открывался прямо из немецких окопов в первые дни боёв.

Враг неслучайно пытался прорваться именно здесь. Это был прямой путь к порту, к заливу, к центру города. По нему прямо из этих разрушенных подвалов, из-за обломков этих стен, вели огонь защитники Ленинграда. И ценой тысяч солдатских жизней войска фашистов были остановлены.

И не останови наши войска врага именно там, судьба и города, и страны сложилась бы иначе. Но это произошло. Во многом благодаря тому, что фашистов удалось измотать ещё на подступах. В битве за Дудергофские и Пулковские высоты.

Линию этих укреплений выстраивали для обороны Дудергофских высот. И это не единственная примета. С другой стороны Гатчинского шоссе под горой можно увидеть подлинные позиции артиллерийских батарей. Вот одна из них. Прямо на этом месте располагалось орудие батареи «А». «А» означало «Аврора».

Известно, что сама «Аврора» участвовала в битве за Ленинград как прибрежная батарея ПВО в районе Ораниенбаума. А снятые с крейсера орудия главного калибра прикрывали своим огнём Дудергофские высоты. Это была вынужденная мера. Огневой мощи не хватало. Но сегодня почти каждый знает «Аврору» исключительно как символ революции. В середине 50-х, когда создавали музей, её и восстановили на начало 20 века, без орудий времён Великой Отечественной.

Лектор Центрального военно-морского музея Алексей Сизов рассказывает – на Дудергофские высоты отправились 9 из 10 орудий Б-13. Десятое было установлено на бронепоезде «Балтиец». Расчёты создавались из артиллеристов-комендоров «Авроры», которым приходилось обороняться под налётами вражеской авиации и временами даже без пехотного прикрытия.

Авроровцы отчаянно бились в полуокружении два дня: с 11 по 13 сентября 1941 года. Затем оставшиеся в живых моряки подорвали уцелевшие орудия и отступили к Пулковским высотам, где прошёл ещё один так и не поддавшийся врагу рубеж обороны.

Реконструкторы военно-исторического клуба «Ударник» воспроизводят небольшую сценку из солдатского окопного быта Пулковских высот. Бойцы, одетые, как положено, по зимней форме одежды, в шинелях и ватниках, ждут подносчика, отправленного к полевой кухне.

И вот боец возвращается с котелком каши. До прорыва блокады такую кашу варили из смеси круп, жидкую. Но и такое было праздником. Уже после – каша из гречневой крупы, та ещё и с тушёнкой  впервые за несколько суток – была настоящей солдатской радостью.

Таким бойцом был родной дедушка заместителя директора военно-патриотического центра «Победа» Сергея Никитенко. Сержант-повар Иван Дмитриевич Алексанкин. Повар – звучит по-тыловому, почти по-домашнему. Но на самом деле доставка питания на передовую было делом не то что не простым, а смертельно опасным.

А тем временем, в командирском блиндаже старший по званию при свете керосиновой лампы ведёт боевую работу.

Та самая «землянка в три наката», как из песни. Три наката значит три слоя брёвен. Базовая защита от артиллерийского огня. Командир военно-исторического клуба «Ударник» Андрей Кузнецов замечает: живя на передовой, приходилось обеспечивать быт при помощи фронтовой смекалки. Даже такая вещь как керосиновая лампа порой изготавливалась из подручных материалов. Снарядных и патронных гильз.

Но то, что происходило на Пулковских и Дудергофских высотах, – лишь малая часть подвигов, совершённых защитниками Ленинграда. Не менее кровопролитные бои шли в буквальном смысле на Неве. Точнее, за Неву.

Эта земля в самом прямом смысле залита кровью. Плацдарм отвоёвывали, теряли, брали снова. Кто-то погибал на переправе, кто-то штурмуя крутой берег Невы. В этом месте было два посёлка: Московская и Выборгская дубровка. От них в первые же дни не осталось даже печных труб. И те, кто прошёл через этот ад, сохранили и такие воспоминания.

Если присмотреться, на одной из самых известных фотографий, сделанных на Невском пятачке, запечатлены остовы советских тяжёлых танков. Да, звучит невероятно, но на плацдарм удалось перебросить технику. Свой подвиг на пятачке совершили ленинградские метростроевцы. Журнал боевых потерь Управления военно-восстановительных работ №2 Ленинградского фронта – экспонат петербургского музея мостов. Напротив многих фамилий значится «Невская дубровка».

С началом войны тех, кто должен был строить ленинградское метро во главе с начальником этого строительства Иваном Зубковым, перебросили на возведение военных сооружений. Одним из них и стала танковая переправа через Неву. На специальных понтонах, с огромным риском танки переправляли на другой берег, где они сразу вступали в бой.

Да, прорыв блокады начался не с Невского пятачка. Но этот небольшой плацдарм оттянул на себя вражеские силы. Сделал возможной легендарную встречу фронтов в районе Рабочего посёлка №5 и открыл дорогу к победе. Причём в самом прямом смысле.

Одной из главных целей операции «Искра» было именно восстановление железнодорожного сообщения страны с ленинградом. Которое было окончательно прервано с захватом станции Мга.

Краевед Ирина Стоян поясняет: строительство началось сразу после прорыва блокады. От посёлка Поляны до Шлиссельбурга в обход захваченного немцами участка. Управлению военно-восстановительных работ под командованием Ивана Зубкова удалось выполнить задачу всего за 17 дней. Не только проложить рельсы сквозь Синявинские болота, но и возвести мост через Неву.

Седьмого февраля 1943 года через станцию со станции Волховстрой в сторону Ленинграда отправился первый поезд с продовольствием, который был торжественно встречен на Финляндском вокзале.

А два часа спустя из Ленинграда отправился поезд на Большую землю. Локомотив этого поезда, паровоз серии «Э», теперь стоит на станции «Петрокрепость». Символически отмечая один из ключевых узлов Дороги Победы.

Директор музея «Дорога Победы» Татьяна Демидова рассказывает. Одно из названий Дороги Победы – Коридор смерти. Ведь подъём на Синявинские высоты гружёный состав проходил со скоростью пешехода – 5 километров в час. Дальше самое быстрое – 40 километров в час. И это при том, что вокруг дороги шли боевые действия, а каждый километр был пристрелян вражеской артиллерией.

Так в этом Коридоре смерти шагнули в бессмертие десятки и сотни воинов-железнодорожников.  Ещё один малоизвестный эпизод битвы за Ленинград, который мы должны и будем помнить вечно.

Болотистые леса  близ Синявинских высот со стороны Волховского фронта. Здесь среди корней деревьев всё ещё можно без труда разглядеть следы одного из эпизодов битвы за Синявинские высоты.

Сейчас в этих лесах несёт Вахту Памяти поисковый отряд «Рейд». С которым мы и выдвигаемся по старой лесной дороге в сторону первого рубежа обороны. Даже сегодня, спустя 80 лет, здесь находят погибших бойцов Волховского фронта.

Замкомандира военно-исторического клуба «Рейд» Рашит Курбанов рассказывает: главное орудие поисковика не металлоискатель – земля буквально «звенит» от множества осколков. А специальный металлический щуп, которым исследуют каждый квадратный метр. «Щупят», как говорят поисковики. И на опыте определяют, что скрывает земля. Например, пружинящий шланг противогаза как будто говорит – здесь лежит защитник Ленинграда.

Вот такие стрелковые ячейки часто и превращались в солдатские могилы. Так их и находят.  Найденные останки раскладывают на специальном эксгумационном баннере. Установить имя погибшего можно по содержимому вот такого смертного медальона. Если его нет, задача усложняется в разы.

Разбитый котелок, коробочки с зубной щёткой и порошком, стеклянная фляга – всё это хранит свои частицы истории битвы за Ленинград. Только за первые недели вахты 2025 года, одним только отрядом «Рейд» был найден 31 погибший боец из более чем 300 000 тысяч погибших под Синявино. А значит, 31 солдат перестанет считаться пропавшим без вести и пусть символически, но вернётся с войны.

Сосновый лес в окрестностях Рощино. Здесь с 1941 года свою часть блокадного кольца вокруг Ленинграда держали воска Финляндии. Закрепились добротно. Среди леса до сих пор тянутся линии противотанковых надолбов. В два, в три, а то и в шесть рядов.

Это один из самых малоизвестных эпизодов битвы за Ленинград. Точнее, Выборгско-Петрозаводской наступательной операции, рассказывает историк, поисковик и журналист Сергей Загацкий. Июнь 44 года. Прорыв карельского вала, Линии ВТ, которая тянулась от Ваамелсуу, ныне Серово, до Тайпале, современное Соловьёво. От Финского залива до Ладожского Озера. И прорвать её удалось именно здесь. В районе деревни Куутерселькя, где сегодня на его месте располагается посёлок Лебяжье.

Вот она, та самая точка, где советские войска взломали оборону финнов. Земля до сих пор хранит и разбросанные гранитные надолбы, и воронки от взрывов. Так выглядит прорыв линии фронта. Сегодня – часть музейного мемориального комплекса. Место подвига советских разведчиков, танкистов и сапёров.

А дальше в бой вступали штурмовые группы пехоты, которым пришлось преодолеть несколько рядов проволочных заграждений. Солдаты накидывали на них шинели, плащ-палатки, доски и упорно под огнём шли вперёд. Занимать лабиринты финских траншей, оборудованных по всем правилам фортификации.

Точное число погибших солдат ленинградского фронта в этой битве до сих пор не установлено. По самым приблизительным оценкам, общие потери на этом участке оцениваются не меньше чем в 1000 человек, которые, не жалея жизни, сломали хребет армии Маннергейма.

Все это лишь несколько историй из долгой и тяжёлой битвы за Ленинград, которые ясно дают понять: даже спустя 80 лет она всё ещё остаётся с нами. В адресных табличках на петербургских улицах, в заросших траншеях на Синявинских высотах, в перепаханной взрывами и политой кровью земле Невского пятачка. Но самое главное – в нашей памяти, откуда её не стереть. Никому и никогда.