ТИМОФЕЙ ЗУДИН, ведущий:
Генрих Семирадский. «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине». Огромное полотно, его размер 4 на 7,5 метров. В центре сюжета греческое сказание о красавице Фрине, которая бросила вызов самой богине красоты Афродите. Удивителен в этой картине эффект присутствия: мы, зрители, как будто бы смешиваемся с пёстрой толпой на греческом празднестве.
«В этом сюжете я нашёл громадный материал: солнце, море, архитектура, женская красота и немой восторг греков», — писал сам Семирадский.
Роскошный пейзаж, изображённый мастером, действительно, принято считать одним из лучших в его творчестве. Про платан посередине Илья Репин сказал: «право, ни один пейзажист в мире не написал такого красивого дерева». Публика, окружающая Фрину, очень разнородна: здесь и пастухи, и поэты, неоднозначно и их отношение к происходящему — от восхищения до явного неодобрения.
Городок Аливзин находился в 20 километрах от Афин. Здесь проходили важные для античной культуры таинства и праздники. Храм Посейдона, изображённый на холсте, не существует, это скорее собирательный образ, больше похожий на образцы, найденные на Сицилии. Утверждают, что сам Семирадский в Греции никогда не был. О картине высказывались и писали очень многие. Искусствовед Татьяна Карпова утверждает, что художник передал ощущение самого воздуха Греции, дыхание морского бриза и через пейзаж оживил античный миф.
Картина была представлена на персональной выставке Семирадского в Академии художеств и там же была приобретена императором Александром Третьим. При покупке «Фрины» царь впервые публично высказал свое намерение основать в Петербурге Музей русского искусства — Русский музей, где она находится и сегодня.