В гостях у программы «Утро в Петербурге» Фабио Мастранджело, художественный руководитель и главный дирижёр фестиваля «Дороги Победы».
Василий Киров, ведущий: Масштабный музыкальный фестиваль «Дороги Победы», объединивший Якутск, Самару и Калининград, завершит своё шествие по российским городам в Санкт-Петербурге.
Марианна Дьякова, ведущая: 9 мая, в день Великой Победы, кульминацией фестиваля станет концерт, который пройдет в 19.00 в Санкт-Петербургском кадетском корпусе «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации». В этот вечер прозвучит Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича – музыкальный символ стойкости и мужества защитников блокадного города.
Василий Киров, ведущий: Фестиваль объединил Якутск, Самару, Калининград, Санкт-Петербург. По каким принципам строился этот маршрут?
Фабио Мастранджело, художественный руководитель и главный дирижёр фестиваля «Дороги Победы»: Мне кажется, что Победа – объединяющий фактор. У нас страна большая, поэтому необходимо объединение, в том числе и в музыкальном смысле. СВО продемонстрировала объединительный дух, но важно, чтобы это отразилось и в музыке. Меня связывают личные и рабочие отношения со всеми этими городами. В Якутске я создал симфонический оркестр, который возглавляю уже 13 лет. В Самаре очень часто бываю в качестве приглашенного дирижера, в Калининграде тоже. В Санкт-Петербурге я живу уже давно – 25 лет почти.
Марианна Дьякова, ведущая: Какая музыка была объединяющей? Что было разного?
Фабио Мастранджело, художественный руководитель и главный дирижёр фестиваля «Дороги Победы»: Сюрпризом стало включение Якутска в список, так как война туда не дошла, что является плюсом. Несмотря на это, более 600 тысяч якутян участвовали в Великой Отечественной войне, половина из которых не вернулась. Город Самара – в прошлом Куйбышев – важен из-за эвакуации туда разных коллективов. Калининград – в прошлом Кёнигсберг – важный город, вернувшийся в состав страны в 1945 году.
Василий Киров, ведущий: Как вы подбирали репертуар с точки зрения музыки?
Фабио Мастранджело, художественный руководитель и главный дирижёр фестиваля «Дороги Победы»: Во время войны музыка продолжала звучать повсеместно, в том числе и на фронте, что опровергает идею об отсутствии жизни, помимо войны. Остальные элементы жизни сохранялись, что являлось знаком продолжения жизни, за которую и велась борьба. Из любопытства я стал изучать афиши военного времени, которых было достаточно много. Прозвучала европейская и мировая музыка, что удивительно, особенно сегодня. Меня это удивило, потому что тогда были попытки стереть русскую культуру, хотя это и невозможно. А когда Ленинград был окружён немцами, в филармонии никто не думал о том, чью симфонию играть – Брамса, Бетховена или Багрия.
Василий Киров, ведущий: В Санкт-Петербурге кульминацией фестиваля станет исполнение Ленинградской симфонии Шостаковича. Её в годы войны называли «секретным оружием».
Фабио Мастранджело, художественный руководитель и главный дирижёр фестиваля «Дороги Победы»: Ахматова назвала Седьмую симфонию Шостаковича «Ленинградской». Шостакович написал её в 1941-ом году в сложных условиях. Он четырежды просился на фронт, но ему отказывали, мотивируя его важностью как музыканта. В итоге его сделали воздушным обозревателем, и он стал пожарным, не прекращая сочинять. «Седьмая симфония» создавалась очень быстро, что, вероятно, было вызвано внутренним огнём композитора, который он мог унять только через музыку.
Марианна Дьякова, ведущая: Мы знаем, что премьера состоялась в 1942-ом году.
Фабио Мастранджело, художественный руководитель и главный дирижёр фестиваля «Дороги Победы»: В Куйбышеве. Поэтому мы давали концерт в Самаре.
Марианна Дьякова, ведущая: Но, когда играли в Ленинграде, музыкантов было сложно собрать.
Фабио Мастранджело, художественный руководитель и главный дирижёр фестиваля «Дороги Победы»: Конечно. К тому моменту из симфонического оркестра осталось всего 25 человек, а было более 100. Элиасбергу дали велосипед, чтобы он по больницам и по домам искал музыкантов. Удивительно читать то, что он написал по этому поводу. Кто-то умирал, кто-то плохо себя чувствовал, но несмотря на этого он настаивал, чтобы репетиции шли по 5-6 часов в день.
Василий Киров, ведущий: 9 мая будет только ваш оркестр или он тоже будет собран?
Фабио Мастранджело, художественный руководитель и главный дирижёр фестиваля «Дороги Победы»: Будет собран оркестр, в котором примут участие музыканты из Якутии и Луганска. Мы совместно исполним программу, включая Седьмую симфонию.
Марианна Дьякова, ведущая: Ленинградская симфония – яркий символ веры в победу. Какая сегодня будет миссия у этого исполнения?
Фабио Мастранджело, художественный руководитель и главный дирижёр фестиваля «Дороги Победы»: Шостакович говорил о героизме советского народа. Исполнение Седьмой симфонии – знак того, что сообщество не может жить без музыки, что особенно ценят в России. Любое исполнение симфонии напоминает о том, что композитор, несмотря на обстоятельства, может создавать музыку, отражающую происходящее, и всегда найдутся люди, которые будут её исполнять и передавать этот дух дальше.