ТАТЬЯНА ПАВЛЫЧЕВА, корреспондент:
Собаки-поводыри – самые добрые, ласковые, умные и послушные среди своих собратьев. Ещё маленькими щенками их отбирают для будущей службы: каждый хвостатый проходит серьёзнейший полуторагодовой курс подготовки, чтобы стать надёжным спутником и проводником для любимого хозяина.
Будни этих четвероногих наполнены сложными и ответственными задачами, но, конечно, время находится и на обычные собачьи радости, например, — общение с коллегами. В преддверии Международного дня собаки-проводника хвостатые и их владельцы собрались в Центре культурно-спортивной реабилитации общества слепых, чтобы вместе поупражняться, повеселиться и поделиться друг с другом опытом.
АЛЛА ПЕЛЕШЕВА. Председатель Совета по работе с владельцами собак-проводников «Невский проводник»:
Когда человек получает собаку, он остается с ней один на один, а когда нас уже целый коллектив, мы можем друг друга поддерживать, помогать учить какие-то маршруты. Мы популяризируем собак-проводников, по всей стране 650 собак, а у нас в Санкт-Петербурге — 45, больше, чем у нас, только в Москве — 51 собака. Когда появилась моя первая собака, буквально через год, когда я первый раз принесла домой, извините меня, хлеб булку колбасу и сыр, пределу счастья моего не было, потому что — я вот сама. Собака даёт свободу человеку, конечно, можно ходить с тростью — это да, но трость иногда может подвести.
Собака не подведёт, и с пути её не собьют даже главные провокаторы — кошки и вкусности. Устойчивость к внешним раздражителям у четвероногих проверяют на стадии дрессировки в Москве, где находятся специализированные школы по подготовке собак-поводырей. Их другие важные качества: спокойствие, человеколюбие, смелость.
Среди своих коллег Ума выделяется чрезмерной бойкостью и резвостью. Белая лабрадор — молодой специалист; на службе она два года.
Она уже обнимается, видите, она меня любит очень. Ума, рядом!
АНАСТАСИЯ ДОЛГИРЕВА, владелец собаки-проводника:
Мы две девчонки, которые творим движ. Она обводит на Лиговке людей с чемоданами, обводит машины, столбы, показывает мне, где ступеньки, останавливается перед ними. Это собака-пружина, это собака-чертёнок. Много раз было такое, что она не подчинялась, я думаю: «почему собака меня дёргает в эту сторону?» Оказывается там сверху с крыши летит на меня снег.
Для описания подобного поведения есть специальный термин — «разумное неподчинение»: собаки-поводыри не станут выполнять команду, если она несёт угрозу незрячему хозяину. Это — лишь один из многих навыков заботливых помощников. Принципиально важная команда — «апорт»: хвостатый должен подать человеку упавший предмет. Именно поэтому собаки-поводыри без намордников.
Шаг, шаг, шаг, да, молодец!
Чаще всего проводниками становятся лабрадоры и овчарки. Ризеншнауцер Войс — примечательное исключение. И не только потому, что он единственный во всей стране поводырь такой породы: в отличие от своих собратьев, он воспитывался не в школе, а дома — его всему обучила опытная хозяйка. Вместе с ней пёс успешно сдал экзамен, принял участие и победил во множестве конкурсов, попутешествовал по городам России. В Петербурге он недавно, но в Эрмитаж и Петергоф хозяйку уже сводил.
ЗОЯ ПОЛЯКОВА, владелец собаки-проводника:
Помимо того, что Войс является собакой-проводником, он работает как собака-адвентер, то есть собака для людей с поражением опорно-двигательного аппарата. У меня есть трудности со спуском по ступенькам, с подъёмом на лестнице, я иногда езжу на инвалидной коляске, собака спокойно помогает мне решать эти вопросы. У меня было много собак за всю мою жизнь, но вот только про эту собаку я поняла, что такое, когда собака отдаст за тебя жизнь. В полном смысле этого слова. В огонь, в воду, и в пир, и в мир, он всегда за меня горой.
Собаки-поводыри служат своему хозяину верой и правдой всю жизнь. Наша же главная задача при встрече с ними на улице — не мешать, то есть, не гладить и не подзывать без разрешения. И, конечно, также быть готовыми помочь и подсказать незрячему человеку дорогу. А далее хвостатый помощник проведет по ней, оберегая своего владельца от опасностей.