ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«А теперь о самой обсуждаемой новости в Интернете. Невероятная, фантастическая новость. Возможность того, чтобы это случилось, равняется одному шансу из миллиона. Поверить в это нельзя, но это факт. Причём именно факт, а не фейк. Почему? Потому что это случилось в прямом эфире на глазах у тысяч зрителей. В прямом эфире такие ситуации смоделировать невозможно. Дело в том, что во время чемпионата Санкт-Петербурга по дрифту у гонщика Артёма Перепелицы на скорости под 100 км в час сорвало покрышку с заднего колеса. 100 км в час. Срывает колесо. Машина едет дальше. И, внимание, покрышка догоняет автомобиль и сама становится, а точнее говоря, запрыгивает на место, как будто по мановению волшебной палочки. Тысячи специалистов анализировали это видео и, с одной стороны, не могли поверить своим глазам, а с другой стороны, не находили аргументов, чтобы доказать, что это обман. В прямом эфире обман сложно организовать. В истории всего мирового автоспорта это первый случай, как какой-то знак судьбы которая говорит нам: смотрите и знайте – в этой жизни возможно всё, любая случайность, любое совпадение. Вы называете это абсурдом, а это – реальная жизнь.
И ещё удивительное совпадение. Это абсурдное с точки зрения реальности событие произошло в год, когда мы празднуем юбилей основателя школы абсурда Даниила Хармса. Вот давайте попробуем соединить эти два события и в юбилейный год Даниила Хармса поговорим о том, а сколько абсурда вокруг нас в этой жизни. И речь идёт не только о запрыгивающих шинах на колёса автомобилей. Посмотрим на эту тему несколько шире. Быть может, абсурда и нет. Быть может, абсурд – это и есть сама жизнь. Хармс это точно понимал. А мы теперь давайте попытаемся понять Хармса, чтобы лучше понимать окружающий нас мир. Наталья Бандурина расскажет об этом с точки зрения логики и реальности жизни».
Улица Маяковского, дом 11. Здесь с 1925-го по 1941 год жил Даниил Хармс. Писатель, поэт, точнее – мастер рифмованной бессмыслицы. Никто ни до него, ни после него не подмечал так точно нелепости нашей с вами жизни. Трудно теперь вообще сказать, кто кого притягивал больше: абсурд Хармса или наоборот. Он в нем жил. Так, например, квартира писателя под номером 8 находилась на третьем этаже. Меж тем, 7-я квартира была на этаже выше, а квартиры 17 и 58 и вовсе были соседями. Сегодня в квартире писателя живет художник Николай Котляревский, который бережно хранит трубку писателя и не пускает сюда людей, которые хотят превратить это место в музей.
Всем известна трагичная история мастера эпатажа и гения бреда. Он погиб от голода в тюремной психиатрической больнице, в которую его увезли прямиком из дома. Но мы не будем сегодня об этом. Давайте лучше про то, что больше всего любил писатель: чушь, нелепость и абсурд, которые, невероятно, но происходят с ним и не только с ним и сегодня.
Хармс снова появится в своем доме в 2016-м. Точнее, его портрет. Лицо с характерным прищуром, он как будто снова за нами подглядывал. Граффити очень нравилось местным жителям, но это был бы не Хармс, если бы было все так просто. Местная администрация запретила несанкционированные художества и рисунок закрасили. Думаете, это конец истории? Нет, это же Хармс! На его месте появилась световая проекция, которая никому не нравилась, была плохо вписана в геометрию дома… Абсурд, одним словом.
А еще Хармс очень любил фокусы. Поэтому рядом со мной фокусник. И сейчас мы будем с помощью искусных трюков рассказывать вам истории. Жил был деревянный дом в городе. У него не было 9 этажей, но в нем все равно жили люди. Потому что они тоже имеют право ездить на трамвае.
Проспект Тореза. Когда-то здесь была деревня. А потом дома стали сносить и строить многоэтажки. Каким-то чудесным образом, никто этого не знает, но два деревянных дома сохранились. На одном из них на крыше, например, уже много лет сияет искусственная луна. Зачем, почему? Никто и не задает таких вопросов – привыкли. А в другом живет обычная семья.
В этой местности вообще все прекрасно и нелепо одновременно. Деревянные дома соседствуют с многоэтажками, тут же рядом строение, трудно сказать в каком стиле, явно как бельмо на глазу, и завершает образ современная площадка для отдыха с видом на обмелевшую лужу.
НАТАЛИЯ БАНДУРИНА, корреспондент:
«Вот вам еще одна современная история в стиле Хармса . А давайте мостить городские улицы овощами! Как овощами! Нет, никак нельзя овощами, они же мягкие! Давайте лучше фруктами, бананами, например!»
Арт-объекты с замурованными в плитку фруктами: яблоком, грушей – разбросаны по городу, автор неизвестен. Как и неизвестно, когда и где появится новое замурованное что-то. Все как с ума посходили и начали настоящую охоту за ними. Александр нашел уже 5 элементов. В своем телеграм-канале спешит отчитаться о находке.
Превращения и трансформации – всю свою жизнь Хармс практиковал их. Единицы в России имели представления о том, что такое йога, а он уже ее практиковал. Не тот, кем кажется обычный с виду менеджер в крупной компании. На самом деле, практикующий йог. По утрам он продает мороженое и другие молочные изделия в промышленных масштабах. Вечером фокусируется только на себе, накапливает силы, просветляется и успокаивается.
Жила была одна церковь, и были у нее прихожане. «А давайте не будем больше здесь молиться, а будем мыться и купаться», – сказали большевики и построили в церкви бассейн. Потому что быть здоровым спортсменом – это святое.
В 1933 году Ленсовет издал постановление о запрете колокольного звона. С этого времени начинается узаконенное разграбление церквей и храмов. Большинство из них было передано для бытовых нужд или вовсе разорены. Некоторым «везло», их отдавали под клубы и театры. Жемчужину Невского проспекта – лютеранскую церковь святого Петра – отдали под плавательный бассейн.
В 93-м году уже прошлого столетия церковь вернули верующим. Но, внимание, бассейн никуда не делся. Точнее, железобетонная чаша. Первые богослужения после большого перерыва так над ней и проходили. А священнослужители потом спорили, можно ли считать тех, кто здесь купался, прошедшими обряд крещения? И это не шутка.
Инженерное вмешательство было настолько серьезным, что система сводчатых перекрытий была нарушена, влажность погубила орган, который на время почему то оставили, на его месте сейчас другой – не исторический. А вот трибуны зато стоят со времен бассейна. Одним словом, другой такой церкви точно нигде больше нет.
НАТАЛИЯ БАНДУРИНА, корреспондент:
«Жила была одна шина. И у нее был очень скверный характер. Она не любила катиться, она любила летать. Однажды она так поссорилась с колесным диском, что болты и гайки выгнали ее прочь. Но шина была еще и упрямой, поэтому, когда налеталась вдоволь, вернулась обратно домой. Господа, не расставайтесь с любимыми».
«Абсурд!» – кричали зрители. Чудо! «Не верю!» – срывая голос, кричал комментатор. Все произошло на ежегодных соревнованиях по дрифту.
У автомобиля на большой скорости с колеса отлетела шина. Машина продолжала движение, а сама резина покатилась за пределы трассы. Но затем каким-то магическим образом она поменяла траекторию движения и сама вернулась на колесо. Артем Перепелица, который был за рулем, в итоге получил бронзовую медаль. А за победу и чудо, которое с ним произошло, поблагодарил Мишу.
Мы не знаем, кто такой Миша, но он молодец. И шина тоже молодец. Другого объяснения у произошедшего все равно нет.
Только в Петербурге Хармса могло произойти такое. Но нет, такое случилось в реальности. И это лишь малая часть того, что происходит с нами каждый день. Мы ходим по улицам, которых нет ни в одном справочнике, в скверах и садах порой на постаментах стоят невидимые герои. Удивительные нелепости повсюду, нужно только научиться их замечать. У этого странного во всех смыслах человека это искусно получалось. Абсурд сопровождал его до самого конца. После ареста писателя его друзья в этом небольшом банном чемоданчике для мочалок и нижнего белья смогли тайно вывести его архив. И если бы они этого не сделали, никто бы и не знал сегодня, кто такой Хармс – великий выдумщик и провокатор, летописец бессмысленности большой для нас значимости.