Юлия Чеснокова, корреспондент:
Электричка — так сегодня мы называем пригородные поезда, а вот в начале века XX-го так можно было бы назвать первый пригородный трамвайный маршрут. Им стала Оранэла — Ораниенбаумская электрическая линия. И сегодня попробуем повторить этот маршрут.
Стартуем в знаковом для трамвайного движения Петербурга месте. Здесь на проспекте Стачек рядом расположились сразу два памятника разных эпох — блокадный трамвай и подстанция Княжево. Её специально возвели в начале XX века для питания первого пригородного трамвайного маршрута Оранэлы электричеством по последнему слову науки и техники.
Павел Ялышев, начальник группы экспозиционно-выставочных программ Экспозиционно-выставочного комплекса городского электрического транспорта:
Электрическая железная дорога рассматривалась именно как противопоставление традиционной железной дороге, которая работала на паровой тяге, а здесь электрическая. Суть её была в том, что она шла за город с более частыми остановками, чем обычная железная дорога, больше ориентирована именно на перевозку пассажиров. Это было новинкой.
Вагоны такой «электрички» были более вместительными, технически сложными и скоростными, разгоняясь до 64 км/час. Изначально охватить новым видом транспорта планировали весь юг города от Нарвской заставы до Ораниенбаума. Но реализовать маршрут Оранэлы удалось лишь на участке до Стрельны.
Юлия Чеснокова, корреспондент:
Изучать военный период в истории Оранэлы можно здесь в Стрельне на конечной станции трамвая. В этом маленьком жёлтом домике расположен фронтовой Музей городского электрического транспорта.
Павел Ялышев, начальник группы экспозиционно-выставочных программ Экспозиционно-выставочного комплекса городского электрического транспорта:
Здесь можно увидеть баррикады, которые были на этой линии во время Великой Отечественной войны, эвакуацию жителей при помощи трамвая, баррикаду из трамвайных вагонов и уже восстановленную линию.
Восстановлена она была далеко не сразу. После войны линию оказалось дешевле отстроить заново, чем отремонтировать. Но уже в 1952 году в сторону Стрельны поехали новые трамвайные вагоны — наследники Оранэлы.
Юлия Чеснокова, корреспондент:
Кстати, повторить маршрут Оранэлы частично можно и сегодня. Для этого выбираем городской маршрут № 36. Он довезёт вас от Стрельны в Автово.