ТИМОФЕЙ ЗУДИН, ведущий:
Константин Флавицкий. «Христианские мученики в Колизее».
Флавицкий писал Колизей с натуры, когда находился в Риме, в так называемой пансионерской поездке, то есть оплачиваемой государством.
Сюжет картины связан с гонениями на христиан, которые происходили во второй половине I века нашей эры. Особой жестокостью отличались императоры Троян и Нерон. Как видите на полотне, не щадили ни женщин, ни детей. Впрочем, некоторые из узников с гордостью отдают жизнь за свои убеждения, и в этом особый пафос картины. Ведь для истинного христианина — это только начало пути, об этом нам напоминает сияющий свет арены со львами, который так оттеняет мрак темницы.
Когда Флавицкий привёз картину в Петербург, Академия художеств постановила «благодарить пансионера Флавицкого за предоставленную им картину, которая исполнена с особой любовью к искусству». За это произведение художник рассчитывал стать Академиком, но был удостоен лишь звания Почётного вольного общника, что немало его задело.
Покупать картину Академия тоже не стала. Николай Ге выяснил — в Академии были недовольны тем, что картина слишком похожа на творение Карла Брюллова. «Первый раз я узнал, что быть похожим на Брюллова — нехорошо», — так написал Ге. Исследователи, действительно. отмечают влияние «Последнего дня Помпеи». В обоих произведениях мы видим реакцию людей на то, с какой неотвратимой жестокостью надвигается гибель, только там от сил природы, а здесь — от таких же, как они людей, которые готовы отдать своих собратьев на растерзание диким зверям.
Через два года, незадолго до безвременной смерти Флавицкого от чахотки, Академия всё-таки признала его своим профессором, правда за другую картину «Княжна Тараканова». Но позже всё-таки купила и «Христианских мучеников в Колизее».