В гостях у программы «Утро в Петербурге» Влада Титова, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук
Николай Растворцев, ведущий: «Красная дверь, желтая дверь» – завирусившаяся среди школьников игра не на шутку встревожила родителей. Во время неё ребята входят в состояние гипноза и транса, выход из которых может исказить восприятие реальности и стать причиной сильной тревожности. Подробнее о недетской забаве и её опасных последствиях мы поговорим далее.
Ксения Бобрикова, ведущая: В момент этой игры для начала есть какое-то физическое воздействие, а именно на висок. С точки зрения зон нажатия, насколько это вообще опасно без учета дальнейшего психологического воздействия? Как область головы реагирует на такой специфичный массаж?
Влада Титова, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук: В области височной артерии, где ощущается пульсация, сосредоточены вены, и эта область относительно незащищена. Воздействие на неё может усилить кровоток в голове. Хотя физическое воздействие на эту область может спровоцировать гипнотический транс, это опасно только для людей с предрасположенностью к проблемам с головой, например, из-за родовой травмы, гипоксии плода, отягощенной наследственности или проблем с сосудами шеи и головы. В таких случаях физическое воздействие может спровоцировать неблагоприятные процессы. Для большинства людей такое воздействие, скорее всего, не будет иметь серьезных последствий.
Николай Растворцев, ведущий: К нажиму добавляются ещё и внутренние трансформации, задаются какие-то вопросы. Чем это опасно и почему эта игра завязана на двойном воздействии – физическом и психологическом?
Влада Титова, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук: Подростки любят что-то эпатажное, необычное, экстраординарное. Для них склонны реакции группирования со сверстниками, ореол таинственности, взрослости, проникновения в какие-то тайны. Они, конечно, стремятся соответствовать ожиданиям друг друга. То есть, если кто-то что-то увидел, то нужно всем увидеть обязательно. Человек ложится – это незащищенное положение, которое у многих ассоциируется с неким каким-то ритуалом, действием, в том числе с гипнозом. Надо не забывать, что дети сильно внушаемы, особенно в младшем и среднем подростковом возрасте. Предложение фантазировать, представить что-то может привести к непредсказуемым последствиям. Мотивация, страх, любопытство, необычные прикосновения, контакт, натирание висков – всё это усиливает эффект и может быстро погрузить подростка в измененное состояние сознания.
Николай Растворцев, ведущий: Что может случиться?
Влада Титова, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук: Изменённое состояние сознания может как повышать чувство собственной ценности, и давать какие-то ощущения, так и понижать его. Всё зависит от контекста, в котором оно возникает. А контекст, как мы знаем, в этой игре не самый добрый. Подростковые увлечения «чёрным человеком» и страшилками могут пугать и вызывать тревогу, особенно у впечатлительных детей. Это может спровоцировать невротические состояния, фобии и даже более сложные реакции. При наличии наследственной предрасположенности к психическим заболеваниям, такие триггеры, как транс, могут спровоцировать их развитие. Именно поэтому гипнотические техники должны применяться только врачами, так как существуют абсолютные противопоказания к их использованию. Даже клинических психологов не обучают гипнозу.
Ксения Бобрикова, ведущая: Что делать, если понимаешь, что твой ребёнок может этим увлечься? Как объяснить, что это опасно?
Влада Титова, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук: Нужно, во-первых, быть авторитетом, быть интересным собеседником для ребёнка, с которым он поделится без страха быть осужденным, наказанным, осмеянным, обесцененным. То есть вы должны быть первым человеком, которому ребёнок придёт и расскажет о новой игре. Врождённые особенности сосудов шеи могут быть опасны для ребёнка. Неправильное положение головы способно вызвать головокружение и другие неприятные ощущения. Эти ощущения могут испугать ребёнка и зафиксироваться, возвращаясь со временем.
Николай Растворцев, ведущий: Сама по себе игра больше похожа на гипноз, на транс. Может ли человек или ребёнок не выйти из такого состояния?
Влада Титова, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук: Я думаю, что выйдет, но выйти может с последствиями. Транс может спонтанно сам завершаться по желанию человека или в силу других причин, которые его выдергивают из этого состояния. Это называется разрыв раппорта с гипнотерапевтом, когда что-то отвлекло человека. Но поскольку в этом состоянии можно приобрести какие-то страхи, тревоги, и это свяжется с прикосновением к голове, с положением лежа, то не исключено, что такой ребёнок потом будет бояться спать.
Николай Растворцев, ведущий: Могут ли родители и окружающие заметить, что что-то с ребёнком не так?
Влада Титова, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук: Я думаю, что внимательные родители не могут не заметить изменения в состоянии ребёнка. Скорее могу предположить, что ребёнок, который столкнётся с последствиями такого опыта, может стать более замкнутым, тревожным, капризным, может просить о том, о чём не просил раньше. Например: «Давай не будем выключать свет в моей комнате на ночь». Если вдруг вы заметили перемены у ребёнка, вдруг его перестали интересовать какие-то вещи, которыми он увлекался раньше. Он начал отстраняться от общения со сверстниками, чему раньше был рад. Обязательно поинтересуйтесь, что с ним происходит. Это необязательно игра. Подростковый возраст – самый уязвимый, и очень многие моменты невротического характера могут приключаться в этом возрасте.
Николай Растворцев, ведущий: Что делать, если ребёнку сложно выйти из такого состояния?
Влада Титова, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук: Тогда лучше обратиться к специалисту для того, чтобы верифицировать, что именно проявилось. Один и тот же симптом может проявляться при совершенно разных патологических состояниях. Чем раньше это состояние будет распознано и приняты меры, тем благоприятнее прогноз. Подростковый возраст уязвим тем, что очень многие вещи дебютируют в этом возрасте.