В гостях у программы «Утро в Петербурге» Антон Рыжков, врач-рентгенолог высшей категории, заведующий отделением МРТ Национального медицинского исследовательского центра имени В. А. Алмазова.

Николай Растворцев, ведущий: МРТ-снимок сердца всего за несколько минут, главный помощник – искусственный интеллект. Петербургские учёные и медики используют новейшие разработки для помощи тем, кто пострадал от инфаркта и других сердечно-сосудистых заболеваний. По той открытой информации, которую нам удалось найти в интернете, новый алгоритм разбивает изображение сердца на 17 сегментов и определяет расположение объема фиброзной ткани до его появления при помощи искусственного интеллекта. Всё это приходилось делать вручную или были какие-то иные способы?

Антон Рыжков, врач-рентгенолог высшей категории, заведующий отделением МРТ Национального медицинского исследовательского центра имени В. А. Алмазова: Сегментация миокарда, состоящая из 17 сегментов, используется для точной локализации изменений. МРТ — золотой стандарт в оценке структуры миокарда. На постконтрастных изображениях нормальный миокард и фиброзно-рубцовая ткань имеют разные сигнальные характеристики, что позволяет нейросети их дифференцировать и выдавать количественные характеристики поражений. Ранее врач визуально оценивал количество, глубину и протяженность поражений, что субъективно. Сейчас нейросети помогают объективно оценивать структурные изменения в миокарде, что важно для кардиологов и кардиохирургов.

Ксения Бобрикова, ведущая: Какая точность и безошибочность у искусственного интеллекта в определении фиброзной ткани?

Антон Рыжков, врач-рентгенолог высшей категории, заведующий отделением МРТ Национального медицинского исследовательского центра имени В. А. Алмазова: В любом случае это всегда проверяется специалистами МРТ, но не потому, что мы не доверяем искусственному интеллекту. Для того чтобы перенести изображения с одного экрана на другое и сформировать заключение, нам нужно смотреть картинки. Во время этого процесса мы уже наблюдаем, насколько точно искусственный интеллект распознаёт фиброзные изменения.

Николай Растворцев, ведущий: Разработчики достигли точности, при которой результаты работы алгоритма совпадают с мнениями двух экспертов в 86% и 77% случаев. С точки зрения медицины, это достаточно высокий процент или нужно добиваться 99%?

Антон Рыжков, врач-рентгенолог высшей категории, заведующий отделением МРТ Национального медицинского исследовательского центра имени В. А. Алмазова: Я был очень удивлен, когда узнал, что нейросеть учится, причем учится сама. Искусственный интеллект в начале проекта требовал ручной корректировки, но сейчас он быстро учится и совершенствуется. Его способность распознавать изменения уже сравнима с опытом работы специалиста с 15-летним стажем, и прогнозируется достижение 100% точности в будущем.

Ксения Бобрикова, ведущая: Нейросеть нуждается в контроле дополнительных данных?

Антон Рыжков, врач-рентгенолог высшей категории, заведующий отделением МРТ Национального медицинского исследовательского центра имени В. А. Алмазова: Более развернуто смогут ответить специалисты, которые её создают. Со своей стороны, могу сказать, что мы работаем в команде, предоставляем свои данные, результаты нормы, патологии, ставим задачи, цели. Они уже выстраивают алгоритм, на основании которого всё получается. Мы не пытаемся полностью заменить врача-рентгенолога искусственным интеллектом, мы работаем в команде.

Николай Растворцев, ведущий: Можно использовать нейросеть, чтобы сократить время, повысить точность.

Антон Рыжков, врач-рентгенолог высшей категории, заведующий отделением МРТ Национального медицинского исследовательского центра имени В. А. Алмазова: Раньше постпроцессинговая обработка МРТ-сердца занимала десятки минут и была трудоемкой. Сейчас специалистам достаточно загрузить постконтрастное изображение в программу, и обработка происходит мгновенно.

Ксения Бобрикова, ведущая: Сейчас вы нейросеть используете на 100% или есть ещё к чему стремиться?

Антон Рыжков, врач-рентгенолог высшей категории, заведующий отделением МРТ Национального медицинского исследовательского центра имени В. А. Алмазова: Искусственный интеллект будет внедрен для пациентов с перенесенным инфарктом миокарда из-за рубцовых и фиброзных изменений. Количественные характеристики этих изменений важны для принятия клинических решений. Также ведется большой проект для пациентов с гипертрофической кардиомиопатией, у которых фиброзные изменения в миокарде связаны с возможными осложнениями.

Николай Растворцев, ведущий: Но сейчас уже есть пациенты, при лечении которых вы используете искусственный интеллект. Вы его считаете товарищем, коллегой, помощником?

Антон Рыжков, врач-рентгенолог высшей категории, заведующий отделением МРТ Национального медицинского исследовательского центра имени В. А. Алмазова: Хороший товарищ, хороший помощник. Благодаря этому мы в разы сокращаем количество времени для интерпретации полученных изображений.