На связи со студией программы «Утро в Петербурге» Валерий Ефремов, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник института лингвистических исследований РАН.
Ксения Бобрикова, ведущая: 5 апреля в 13.35 настоятельно рекомендуем отложить все дела и включить эфир нашего телеканала. Именно в это время выйдет программа «Петербургский текст», которая раскрывает историю нашего города через текст и язык.
Тимофей Зудин, ведущий: На этот раз местом литературно-филологического исследования станет Мраморный дворец, в котором жил и творил великий князь Константин Константинович Романов. Он был не только государственным мужем, но и поэтом.
Ксения Бобрикова, ведущая: Скажите, почему именно Мраморный дворец и его августейшие владельцы стали героями нового выпуска программы?
Валерий Ефремов, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник института лингвистических исследований РАН: Мраморный дворец для петербуржцев – не самое литературное место. С одной стороны, потому что сама фигура К.Р. Константина Константиновича Романова была под запретом практически весь XX век по понятным идеологическим причинам. С другой стороны, мало кто знает, но со служебным флигелем Мраморного дворца связана судьба Анны Андреевны Ахматовой, и часть важных биографических событий у неё происходила именно там. Второй момент, что дворец представляет собой «шкатулку в шкатулке», объединяя разные экспозиции и музеи, что также вызывает интерес.
Тимофей Зудин, ведущий: Давайте поговорим о личности все-таки Константина Романова. Его называли и отцом солдатов, академиком, но еще и «августейшим поэтом». Почему он писал под псевдонимом К.Р.? Он стеснялся своего поэтического дара?
Валерий Ефремов, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник института лингвистических исследований РАН: Он писал стихи под псевдонимом из-за давления семьи, считавшей поэзию недостойным занятием для императорской фамилии. Существует предание, что отец настоял на том, что он не должен полностью раскрывать свою фамилию, когда пишет стихи, потому что это не дело приличного государственного мужа. Несмотря на известность его личности, он предпочитал не афишировать своё авторство. К.Р. занимал высокие военные посты, был президентом императорской академии наук, при котором открылось отделение русского языка и словесности, куда входили Бунин, Короленко, Чехов. Более того, он был ещё и председателем, либо почетным членом общества антропологии, этнографии. Также он известен «измайловскими досугами» – офицерскими собраниями с театральными постановками и концертами, что делает его культуртрейдером для Петербурга конца XIX – начала XX века.
Ксения Бобрикова, ведущая: Как так получилось, что смог написать стихи к песни, которую многие считали народной «Умер бедняга в больнице военной»?
Валерий Ефремов, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник института лингвистических исследований РАН: Он был одаренным человеком, сочинил 70 романсов, в том числе на музыку Чайковского. Стихотворение, ставшее народной песней, было написано под впечатлением от похорон простого солдата в Измайловском соборе, на которые пришло мало людей. К.Р. поразила несправедливость, и он, видимо, срезонировал с общественным мнением, почувствовав что-то, что нашло отклик в народе. Сначала песню узнали офицеры и солдаты, потом она стала народной.
Тимофей Зудин, ведущий: Рахманинов же тоже сотрудничал с К.Р. Это сотрудничество было из-за уважения к августейшей особе, либо композиторы действительно настолько заинтересовались этими текстами, что решили уделить им внимание?
Валерий Ефремов, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник института лингвистических исследований РАН: С одной стороны, сами композиторы зачем в этом участвовали, с другой стороны, зачем это нужно было К.Р.? Он отправлял свои стихи Фету, Майкову и другим поэтам, прося письменный отзыв. Поэты отзывались благожелательно, но без дифирамбов, и К.Р. понимал свое место в литературном процессе. Что касается музыки, то это была часть великосветской тусовки. У К.Р. дома было много людей, он музицировал сам. Его романсы исполнялись, но революция помешала им получить широкое распространение. Хотя то, что песни ушли в народ, говорит о искренности композиторов, писавших музыку на его стихи.