ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«А теперь очень важная и интересная городская хроника. На Невском проспекте начали реконструировать кабельную сеть. В связи с этим на главной городской магистрали появились штабеля длинных красных труб. Первая строительная площадка была разбита по четной стороне Невского, напротив Аничкова дворца. Однако специалисты обещают пройти до Дворцовой площади. При этом в реконструкции кабельной сети задействованы и прилегающие улицы: набережная реки Фонтанки, Литейный проспект и другие.

Хотя вид работ обозначен как реконструкция, на самом деле линия прокладывается заново. Как пояснили строители, прежний кабель, который отслужил почти 20 лет, демонтировать не будут. Проще проложить новую линию и подключить ее к подстанциям. Так что старый кабель останется в земле дожидаться своего часа, когда через пару веков его раскопают археологи будущего как ценный исторический артефакт из жизни Петербурга 21 века.

Но для нас это хороший повод посмотреть на главный проспект нашего города с технической точки зрения и понять, что это – настоящее чудо инженерной мысли. Изучал этот инженерный шедевр Антон Цуман. И вот его репортаж».


Самая первая, самая главная, самая петербургская уличная магистраль нашего города — Невский проспект. Вот таким мы привыкли его видеть каждый день: проспектом, по которому ежедневно проходят тысячи горожан и туристов. Но всё меняется, если рассмотреть его с другой точки зрения.

С инженерной точки зрения Невский проспект тоже магистраль. Сложные линии и перекрёстки кабелей и труб. Тепло, вода, канализация, связь и электроэнергия делают его в прямом смысле артерией города. Большую часть этих «кровеносных сосудов» можно увидеть лишь во время ремонтных работ.

Часть работ по модернизации кабельных линий включает прокладку кабель-каналов. По ним потребителям центрального района подаётся электричество напряжением в 110 тысяч вольт. Чтобы проложить эту энергомагистраль, приходится работать с ювелирной точностью.

Технология горизонтального бурения позволяет буровой машине под контролем приборов вести подземную трассу на полутораметровой глубине из одной точки поверхности в другую. После создания миниатюрного тоннеля к буру крепится кабель-канал, который машина тянет в обратном направлении.

Метр за метром кабель-каналы занимают своё место под Невским проспектом. Скоро по ним протянут новые современные кабели, продолжив историю, которая ведёт начало со времён блокады.

В первую блокадную зиму, когда остановились почти все электростанции Ленинграда, через Ладогу проложили энергомост от Волховской ГЭС — «кабель жизни». После освобождения от блокады ему дали новое задание: фрагменты того самого кабеля до сих пор служат в городской инфраструктуре.

Но с самого начала своей истории Невский задумывался как кратчайший маршрут от Новгородского тракта до Адмиралтейства. Почти сразу на лесной просеке устраивалось первое в городе мощение – булыжное. Материал редкий для болотистых Невских берегов, который приходилось завозить буквально принудительно. Чтобы проехать по первой вымощенной улице Петербурга, нужно было заплатить. Так Невский стал первой платной магистралью Петербурга.

Уже к середине 19 века с развитием транспорта появился новый тип мостовой – деревянные торцы, которые укладывались на специальный каркас. По сути, это спилы стволов деревьев, шестигранная форма которых обеспечивала ровное заполнение. Сильнейшее наводнение 1924 года, когда сосновые деревянные торцы унесло в Неву, поставило точку в истории деревянного мощения Петербурга. Вслед за этим в историю ушло и конное сообщение, о чём, если приглядеться, напоминают незаметные детали арок Невского проспекта.

К концу 19 века вагоны на конной тяге начали эпоху общественного транспорта Петербурга. Прямо посередине проспекта и на месте уже исчезнувшего к той эпохе бульвара. Историк Владимир Валдин рассказывает: помимо конки на Невском, действовал ещё и паровой трамвай. По сути, по части Невского проспекта по направлению к лавре шла пригородная железная дорога, которая оканчивалась у села Мурзинка. А в здании гостиницы Октябрьская на месте нынешних окон располагались арки с рельсовым полотном.

Именно в этом месте до 1918 года встречались две трамвайные системы. Паровая и электрическая. Электрический трамвай появился в 1907 году, и панораму Невского проспекта дополнили опоры контактной сети. Но уже в 30-х годах в эпоху Ленинграда начался закат трамвайной истории Невского проспекта. По вполне прозаической причине.

Уже к концу 40-х с Невского исчезли и рельсы, и трамвайные столбы. А на всём протяжении проспекта растянулась подвесная контактная сеть Его технологического величества тех лет – троллейбуса.

ЯТБ-1 — ярославский троллейбус, тип первый. Первый из троллейбусов Ленинграда середины 30-х годов. Невский проспект действительно стал маршрутом номер 1. Как по номеру, так и по значимости. Всё внутри так и говорило — это транспорт будущего. Проезд стоил дороже, но и комфорт на уровне. Мягкие сиденья, которыми ни один трамвай похвастаться не мог.

Вот такой парадокс, бизнес-класс с советским колоритом. Да, с того времени троллейбусная система города претерпела множество усовершенствований. Но принцип того, что троллейбусные провода как будто парят между зданиями Невского проспекта, остался неизменным.

Теперь Невский — это царство тысяч пешеходов и автомобилей. Транспортных и людских потоков, которые нужно отслеживать. Да, с запуском системы «Безопасный город» приметой проспекта стали камеры видеонаблюдения. Но совсем недавно к ним добавились эти неприметные приборы, которые можно заметить на фонарных столбах.

Начальник управления видеофиксации Алексей Маслов отмечает. Сегодня в Петербурге более полутора тысяч камер. Именно на Невском — 49, разбитых на 7 комплексов установленных на каждом крупном перекрёстке. И на вопрос, почему современные средства фиксации нарушений появились здесь только сейчас, есть своё объяснение. Для этого пришлось решить весьма сложную задачу.

Но что не заметить абсолютно невозможно — то, что Невский днём и Невский освещённый уличными фонарями – два абсолютно разных проспекта. С точки зрения городского хозяйства это тоже своего рода проспект, где, как и на любой транспортной артерии, свет зажигается в первую очередь. Но Невский ещё и важнейший связующий узел в единой системе управления освещением.

Ведущий инженер Центрального эксплуатационного района Ленсвета Павел Стариков поясняет. С того самого времени, как масляные фонари уступили место более современным, вся инфраструктура света на Невском проспекте располагалась под землёй. Да, на многих улицах были подвесные фонари, но из-за ширины проспекта ему такой способ попросту не подходил.

Такой он – наш Невский проспект. Главная туристическая, транспортная, энергетическая и историческая артерия Петербурга, которая раскрывается для нас совершенно с другой стороны. Стоит посмотреть на него с другой, инженерной точки зрения.