В гостях у программы «Утро в Петербурге» Анастасия Красникова, психолог, преподаватель психологии, супервизор.
Марианна Дьякова, ведущая: Известно, что человеческие отношения весьма хрупкие, особенно в кругу семьи. Только вчера малыш с нетерпением ждал прихода бабули, а сегодня подросток не соизволит даже позвонить своим пожилым родственникам. А зря, ведь у старшего поколения есть житейская мудрость и большой жизненный опыт.
Василий Киров, ведущий: Как бабушкам и дедушкам наладить межпоколенческую коммуникацию? Как желание помочь и подсказать подросткам не превратить в самые настоящие нотации?
Марианна Дьякова, ведущая: Бывает такая ситуация, когда бабушка с дедушкой не нахвалят своего внучонка или внученьку, когда они были маленькими. Но приходит подростковый возраст, и как будто подменили. Общаться не хочет или общается хмуро, недовольно. В чём причина такой разительной перемены?
Анастасия Красникова, психолог, преподаватель психологии, супервизор: Я бы сказала, что основная причина в подростковом возрасте. Ребёнок должен как-то отделиться от родителей, от бабушек и дедушек. Это период, когда ребёнок проходит автономию, и для него отгородиться от бабушек, от родителей – это нормально. Но мне кажется, что причина может быть и раньше. То есть, если изначально отношения между поколениями не очень приветствовалось, или, например, конфликты были, то отношения не будут складываться.
Василий Киров, ведущий: А что делать бабушкам и дедушкам в этом случае? Просто ждать, пока ребенок перерастёт?
Анастасия Красникова, психолог, преподаватель психологии, супервизор: Призывать к тому, что тебе лично нравится, показывать какие-то вещи, которыми ты увлечен. Бабушки, дедушки сейчас достаточно активны и живут свою жизнь, имеют интересы, и, если они с увлечением рассказывают об этом, то и дети могут к этому присоединиться.
Василий Киров, ведущий: Когда лучше начинать налаживать коммуникацию, чтобы в подростковом возрасте бабушка с дедушкой были друзьями?
Анастасия Красникова, психолог, преподаватель психологии, супервизор: Важно ещё раньше её выстраивать. В этом смысле, мне кажется, что у бабушек и дедушек другая роль – не такая, как у родителей. Всё-таки ответственность за жизнь ребёнка, за его воспитание в первую очередь лежит на родителях. А у бабушек и дедушек роль – передать традиции. Если бабушки рядом, то есть они могут куда-то водить, развивать увлечения ребёнка.
Марианна Дьякова, ведущая: Как бабушкам и дедушкам приложить какие-то усилия? В какую сторону они должны быть направлены, чтобы привлечь к себе заинтересовать?
Анастасия Красникова, психолог, преподаватель психологии, супервизор: На самом деле и бабушкам, и дедушкам есть что рассказать. Они прожили такую длинную жизнь, есть чему поучиться. Но, когда это выглядит как нотации, это никто не захочет слушать.
Василий Киров, ведущий: Как правильно построить диалог с маленьким ребёнком? С чего начать бабушке и дедушке?
Анастасия Красникова, психолог, преподаватель психологии, супервизор: Молодежный сленг, даже я со своими детьми если использую, то скорее в качестве шутки, потому что они чувствуют фальшь. Мне кажется, не нужно подстраиваться под современный сленг, там, под их тенденции, но нужно показывать что-то своё. В принципе, дети любят истории своих родителей слушать, но не с точки зрения сравнения и нотаций.
Марианна Дьякова, ведущая: Как повлиять на подростка бабушкам и дедушкам, если они опасаются за что-то?
Анастасия Красникова, психолог, преподаватель психологии, супервизор: Всё, что касается здоровья, важно ограждать и ограничивать ребенка. Но, если вы, например, заметили, что он имеет какой-то интерес в области каких-то опытов, это можно взять под контроль. Это на самом деле классно, что он не сидит в телефоне, а хочет узнавать что-то новое. Тогда мы можем сесть вместе и предложить сделать безопасно. Также можно водить на кружки какие-то.
Василий Киров, ведущий: Как пережить боль обиду бабушкам и дедушкам, когда диалог выстроить не получается?
Анастасия Красникова, психолог, преподаватель психологии, супервизор: Это всегда взаимоотношения с двух сторон, то есть что-то делает бабушка, что-то ребёнок. Надо перестать читать нотации, это не работает абсолютно точно, нужно пробовать интересоваться. Если это компьютерные игры, можно спросить: «Что тебе интересно в этой игре?» Пусть ребёнок расскажет. Можно рассказывать про свои увлечения. Мы вели, например, программу около года с людьми взрослого поколения, и они очень увлечены экскурсиями, изучением города.