Начнем с премьеры — в Мариинском театре «Саламбо» Модеста Мусоргского, оперный спектакль, любопытный, прежде всего тем, что оперы как таковой нет — в числе законченных. Это, скорее, сцены, написанные композитором в те времена, когда он в рядах участников «Могучей кучки» искал формулы национального музыкального искусства. Но в качестве, скажем так, младшего партнера. (На сайте театра — тест, пройдете и узнаете подробности о сочинении). Множество подходов, исправлений, в конце-концов — отложил, навсегда, она осталась в числе «ранних и незавершенных», тех, что в полных собраниях печатают в последних томах, с непотрепанными корешками… Тем не менее, Мусоргский из числа тех талантов, применительно к масштабу которых, написанного недопустимо мало. Уже того, что есть, «писалось», достаточно для постановок, как правило, компиляций, где недостающее восполняют, в ход идет всё: малые формы, заимствованные номера, развития авторской мысли…. Уже в моей манере изложения, проступает вопрос «зачем?». Зачем, если сам автор отложил, а порой даже прямо выразил нежелание… Такова судьба классика: «Изучен Дант до неоконченной строфы, кишат концерты толпами прохожих», и всё так бы и было, если бы не такие вот практики — не так много свободы по отношению к классику может позволить себе академизм. Но — вот так — да. Прекрасный опыт раскрытия живописного слоя, возвращения свежести, пробуждения от дремы.
Премьера. Опера «Саламбо» в Мариинском театре
1 марта 2025, 00:10