В гостях у программы «Утро в Петербурге» Мария Абашова, ведущая солистка Театра балета Бориса Эйфмана, заслуженная артистка России.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Двойной юбилей балета Бориса Эйфмана «Анна Каренина» отметят в культурной столице на грядущих выходных. Именно 23 февраля пройдет полутысячный показ этого хореографического хита.
Николай Растворцев, ведущий: Всегда приятно как артисту, так и зрителю, когда тот или иной спектакль живет долгую жизнь на сцене. Если мы себе представим человека, который мог быть в 2005 году 31 марта на премьере и который оказался бы 23 февраля 2025 года на 500-ом спектакле. Как вы считаете, он бы заметил какие-то изменения в постановке или в материале?
Мария Абашова, ведущая солистка Театра балета Бориса Эйфмана, заслуженная артистка России: Я очень надеюсь, что этот человек отметил бы, что все-таки танцевать мы стали лучше за 20 лет. Хотелось бы в это верить, а постановка действительно не менялась. То есть как Борис Яковлевич поставил в 2005 году, так она и продолжает жить.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Что касается вашей партии и вашей героини, как менялось ваше отношение к ней? Какие-то дополнительные внутренние конфликты возникали, решались? Как вы проживали эти 20 лет вместе с Анной?
Мария Абашова, ведущая солистка Театра балета Бориса Эйфмана, заслуженная артистка России: Я могу сказать, что внутренне я всегда понимала Анну. Всегда вызывало у меня недоумение, как некоторые женщины не понимают того, что любовь может быть каким-то наказанием. По исполнению приходила какая-то мягкость. С появлением в жизни детей ты начинаешь чувствовать, танцевать по-другому, по-другому относиться к партнёрам. Последнюю неделю я изучала запись 2005 года, готовясь к пятисотому спектаклю, хотелось посмотреть, насколько всё изменилось. Я увидела девочку очень старательную, но местами я не понимала, что я играю. То ли я переживаю, то ли выпила что-то перед выходом на сцену. Конечно же, нет, но визуально это именно так. Я помню те ощущения, когда ты молод и уверен в себе, а, пересматривая запись, ты думаешь: «Боже мой, как стыдно».
Николай Растворцев, ведущий: Если бы вас с закрытыми глазами привезли в какой-то зал, вы бы исполнили партию. По аплодисментам, по тому, как принимает публика, вы бы смогли отгадать страну? Насколько одинаково или по-разному принимают «Анну Каренину» в разных уголках мира?
Мария Абашова, ведущая солистка Театра балета Бориса Эйфмана, заслуженная артистка России: Я точно смогла бы отгадать, когда мы танцуем в Петербурге, потому что это просто феноменальная тишина в зале. Мы до антракта не понимаем, нравится публике или не нравится. То есть у нас есть номера, после которых обязательно хлопают, но только не в Петербурге. Все остальные страны очень ярко и открыто принимают, уже можно спутать.
Николай Растворцев, ведущий: Вы говорили, что в Китае вас называют именем героини.
Мария Абашова, ведущая солистка Театра балета Бориса Эйфмана, заслуженная артистка России: Да, Анна-Мария.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: А арабская публика как реагирует на вашу героиню?
Мария Абашова, ведущая солистка Театра балета Бориса Эйфмана, заслуженная артистка России: Арабская публика очень хорошо реагирует на Каренина, который выгоняет её из дома. Это просто апофеоз спектакля. Мужчины хлопают Каренину, а женщины – Вронскому. Анну уже приветствуют все, потому что всё-таки настрадалась.
Николай Растворцев, ведущий: Были ли какие-то гастроли, которые вам запомнились чем-то необычным? Есть постановка, которая ярче всего осталась в памяти, помимо самой премьеры в 2005-м?
Мария Абашова, ведущая солистка Театра балета Бориса Эйфмана, заслуженная артистка России: У нас всегда есть такие моменты скользкие, потому что в нашем спектакле задействован маленький мальчик. Когда мы приезжаем на гастроли, чаще всего этот мальчик местный, поэтому мы всегда посмеиваемся. В Китае у меня всегда китайский мальчик, в Бразилии мальчик бразильский, и мы смеёмся, что, видимо, Анна Каренина не в первый раз изменила мужу. Это всегда смешно, у меня Каренин блондин, я тоже европейской внешности, и вот у меня маленький китайский сыночек.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Как вы этого сына вводите в спектакль? Сколько у вас времени?
Мария Абашова, ведущая солистка Театра балета Бориса Эйфмана, заслуженная артистка России: Для этого у нас есть специальный педагог, который обучает. Уже буквально перед выходом на сцену бывали случаи, когда мальчики плакали и убегали. Поэтому мы играем без ребёнка. Выглядит так, что Каренина мечтала о детях, но не срослось.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: В чём секрет этого балета как долгожителя? Что ему даёт долгий запал жизни на самых разных сценах?
Мария Абашова, ведущая солистка Театра балета Бориса Эйфмана, заслуженная артистка России: На мой взгляд, Борис Яковлевич просто опередил время этой постановкой. Аншлаг Анны Карениной был одним из первых. Борис Яковлевич как-то невероятно выстроил всю историю, весь этот огромный роман он уместил в полтора часа так, что у зрителей не остается вопросов. Что меня очень радует, во всех странах я получаю отзывы о том, что теперь мы хотим перечитать книгу. Это очень приятно, потому что сейчас мало читают.
Николай Растворцев, ведущий: В преддверии двойного юбилея что бы вы пожелали спектаклю?
Мария Абашова, ведущая солистка Театра балета Бориса Эйфмана, заслуженная артистка России: Я мечтаю о том, чтобы этот спектакль жил на многих сценах, потому что он был показан и в Венской опере, и в других странах, и на других сценах. Поэтому пожелаю только долгой жизни, и очень надеюсь, что он останется именно в первоначальном виде.