В гостях у программы «Утро в Петербурге» Евгений Зиновьев, руководитель отдела термических поражений НИИ скорой̆ помощи им. И.И. Джанелидзе, доктор медицинских наук, профессор.
Николай Растворцев, ведущий: Больше миллиона россиян ежегодно получают те или иные ожоги, преимущественно термические, чаще всего дома. Наверняка на свете нет человека, который хоть бы раз в жизни не обжигался, как в прямом, так и в переносном смысле, но мы говорим об ожогах, и реакция у всех разная. Если мы, например, обожгли руку, кто-то просто подует на нее, кто-то тут же ищет холодную воду или лед, чтобы приложить. Третий наносит сметану, масло растительное, четвертый мажет всем тем, что есть в аптечке, пятый, наоборот, ничего не делает. Какие действия актуальны для любого ожога в самые первые секунды?
Евгений Зиновьев, руководитель отдела термических поражений НИИ скорой̆ помощи им. И.И. Джанелидзе, доктор медицинских наук, профессор: С точки зрения здравого смысла, прежде всего, не надо заниматься самолечением. Лечением ожогов должен заниматься специалист. Мы находимся в столичном мегаполисе, а не в малых городах, населенных пунктах сельской местности, нам помощь доступна. Всегда обращаться нужно в скорую помощь. Но на этапе подготовки, когда скорая помощь едет, имеет смысл ожог охладить. Это даже обращает глубину поражения, если охлаждать в ранние сроки достаточно интенсивно.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Чем охладить?
Евгений Зиновьев, руководитель отдела термических поражений НИИ скорой̆ помощи им. И.И. Джанелидзе, доктор медицинских наук, профессор: Водой. Вода имеет высокую теплоемкость, она доступна при локальных ожогах. В течение десятков минут до приезда скорой помощи охлаждайте обожжённую поверхность.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Лёд, заморозку можно использовать?
Евгений Зиновьев, руководитель отдела термических поражений НИИ скорой̆ помощи им. И.И. Джанелидзе, доктор медицинских наук, профессор: Не надо. Всё можно делать водой. То, что вы предлагаете, в большинстве случаев не стерильно. Те, кто предлагает криопакеты, пожалуйста, если они в автомобильной аптечке есть и соответствуют площади ожога. Но вряд ли у нас будет много таких пакетов. Поэтому вода и чистая септическая повязка. Не надо использовать какие-то экзотические ранозаживляющие средства.
Николай Растворцев, ведущий: Что скажете насчёт сметаны?
Евгений Зиновьев, руководитель отдела термических поражений НИИ скорой̆ помощи им. И.И. Джанелидзе, доктор медицинских наук, профессор: Никакого здравого смысла в принципе этом нет. Главный принцип медицины – не навреди. В некоторых случаях сметана из холодильника может иметь микробную примесь. Ничего экзотического, только чистая септическая повязка.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Как понять, что скорую при ожоге вызывать не надо?
Евгений Зиновьев, руководитель отдела термических поражений НИИ скорой̆ помощи им. И.И. Джанелидзе, доктор медицинских наук, профессор: Будет лучше, чтобы на этот ожог посмотрел специалист – хирург-комбустиолог, и сказал, что это действительно не стоит вашего внимания. У нас есть порядок оказания медпомощи, там определенный перечень тех ожогов, которые могут лечиться в поликлинике по месту жительства. Условно говоря, любой глубокий ожог должен лечиться у специалиста, потому что возможно осложнение. Человек вряд ли сможет распознать поверхностный ожог или глубокий, если даже хирурги поликлиник иногда совершают ошибки. Поэтому лучше всего показать специалисту. У нас в городе пять ожоговых центров в пределах кольцевой автодороги. В общем, обратиться к специалисту, даже проконсультироваться возможно даже самостоятельно, не напрягая скорую помощь.
Николай Растворцев, ведущий: Как правильно себя вести, если образовался волдырь на месте ожога?
Евгений Зиновьев, руководитель отдела термических поражений НИИ скорой̆ помощи им. И.И. Джанелидзе, доктор медицинских наук, профессор: Если они небольшие и не травмируются при движениях, то их можно оставить. Та плазма, которая там образовалась, загустеет, и без примеси микробов произойдёт эпителизация. Если пузыри большие, сливные, они будут травмироваться, их неизбежно нужно удалить, но, к сожалению, в этой ситуации будут болезненные перевязки. Лучше к специалисту обратиться. Если есть возможность, можно проколоть и опустить покрышку эпидермиса на место.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Недавно стал известен случай химического ожога кожи младенца подгузником. Визуально химический ожог сильно отличается от термического?
Евгений Зиновьев, руководитель отдела термических поражений НИИ скорой̆ помощи им. И.И. Джанелидзе, доктор медицинских наук, профессор: Химический ожог имеет отличие от ожогов высокотемпературными агентами и по механизму развития, и по виду. Соответственно, формирование патологического процесса некроза будет более длительное из-за того, что химические агенты длительное время находятся на коже. Человек, во-первых, не придает этому значения, во-вторых, они легко проникают через кожу и повреждают подлежащие ткани. Так что более часто возникают глубокие поражения.
Николай Растворцев, ведущий: Школьники Петербурга и Москвы начали баловаться с опытами: смешивают газировку и бытовую химию, снимают это на видео. Есть пострадавшие, в частности глаза пострадали от ожогов, потому что смесь взрывается. Насколько сложно лечить химический ожог глаз? Как происходит химический ожог глаз?
Евгений Зиновьев, руководитель отдела термических поражений НИИ скорой̆ помощи им. И.И. Джанелидзе, доктор медицинских наук, профессор: Немножко не моя специальность – этим занимаются офтальмологи. Но, с точки зрения здравого смысла, не надо такие вещи вообще делать, не надо делать противоестественное. Любые химические ожоги нужно промывать обильным количеством воды. Если в глаза попал химический реагент, нужно их промывать длительное время и обращаться к специалистам. Не надо заниматься самолечением. На самом деле в этих случаях всегда развиваются осложнения. Эти пациенты к нам попадают спустя недели уже с развившимися осложнениями.