В гостях у программы «Утро в Петербурге» Юрий Ефимов, старший научный сотрудник отдела «Арсенал» Государственного Эрмитажа.

Тимофей Зудин, ведущий: Наш город готовится отметить День защитника Отечества. Защитникам Родины посвящен весь 2025-й год – юбилейный год победы в Великой Отечественной войне.

Ксения Бобрикова, ведущая: Вполне логично, что сегодня в нашей постоянной рубрике «Эрмитаж. Говорим и показываем» мы рассмотрим в деталях самый мужской зал главного музея страны – Рыцарский зал, любимый зал всех мальчишек.

Тимофей Зудин, ведущий: Несомненно, Рыцарский зал – один из самых ярких, запоминающихся в Эрмитаже. Какова история его создания?

Юрий Ефимов, старший научный сотрудник отдела «Арсенал» Государственного Эрмитажа: Самое интересное – это история создания самой коллекции, которую начал собирать Николай I, когда был великим князем, и, будучи мальчишкой, тоже увлекался старинным оружием. В 1811-ом году ему была подарена трофейная турецкая сабля, которая и явилась первым экспонатом его личного собрания. Потом, после наполеоновских войн, он посещал и Европу, где познакомился с западноевропейскими доспехами, которых в России не было, которые стояли в замках, во дворцах. В Европе такая традиция – замки украшать. Сохраняли доспехи, сохраняли память о своих предках, ставили доспехи, которые в конце концов превратились просто в декоративное убранство.

Ксения Бобрикова, ведущая: Большинство доспехов создавалось для военных действий или всё-таки для более показательных выступлений?

Юрий Ефимов, старший научный сотрудник отдела «Арсенал» Государственного Эрмитажа: Значит, доспехи создавались и для войны, для турниров. Наибольшее количество турнирных доспехов сохранилось. Но они не участвовали в боях. Как правило, турнирный доспех должен был показать социальный статус, материальный статус владельца. Поэтому он, как правило, был украшен большими художниками.

Тимофей Зудин, ведущий: Можно внешне отличить боевые доспехи от турнирных?

Юрий Ефимов, старший научный сотрудник отдела «Арсенал» Государственного Эрмитажа: Да, конечно, и по конструкции немножко отличаются, и по декоративному образу.

Тимофей Зудин, ведущий: Какой временной отрезок охватывают экспонаты, которые в зале?

Юрий Ефимов, старший научный сотрудник отдела «Арсенал» Государственного Эрмитажа: В зале экспонаты от XV до XVII веков – позднее средневековье. Наверное, кто посещал нашу выставку «Царей и Рыцарей», которая была полтора года назад, видел всю красу этого турнира.

Ксения Бобрикова, ведущая: Коллекция рыцарского зала статична или она как-то обновляется?

Юрий Ефимов, старший научный сотрудник отдела «Арсенал» Государственного Эрмитажа: Там около 200 предметов из 15 тысяч. У нас есть план реконструкции рыцарского зала, мы там попытаемся увеличить количество вещей, но, в принципе, у нас боле менее статично. Иногда, когда какие-то экспонаты участвуют в других выставках, мы заменяем вещи. Мы стараемся участвовать в выставках, которые делает Эрмитаж.

Тимофей Зудин, ведущий: Оружие во все времена использовалось не только по прямому назначению, но и было признаком статуса. В то время, как оружие традиционно украшалось, какие были на нем знаки отличия?

Юрий Ефимов, старший научный сотрудник отдела «Арсенал» Государственного Эрмитажа: Оружие украшалось так же, как украшались все предметы декоративно-прикладного искусства. Могли быть камни, драгоценные металлы, техники инкрустации, слоновые кости. Например, если это ружьё богатого человека, могла быть инкрустации слоновой костью, серебром, золотом.

Тимофей Зудин, ведущий: Какое-то титульное, наградное оружие представлено на выставке?

Юрий Ефимов, старший научный сотрудник отдела «Арсенал» Государственного Эрмитажа: Наградное оружие у нас тоже есть, но оно в Рыцарском зале не выставлено, но мемориальные предметы есть. Мой коллега упоминал ружьё Генриха IV, французского короля.

Тимофей Зудин, ведущий: Как поняли, что это ружьё?

Юрий Ефимов, старший научный сотрудник отдела «Арсенал» Государственного Эрмитажа: Дело в том, что это ружьё было подарено Генриху IV, потом перешло в коллекцию его сына Людовика XIII, которого мы знаем по «Трём мушкетёрам». На самом деле был вполне приличный король, разбирался очень хорошо в оружии и собрал около 600 предметов оружия в передовом техническом отношении для того времени.

Тимофей Зудин, ведущий: Это же первые образцы стрельбы в оружии.

Юрий Ефимов, старший научный сотрудник отдела «Арсенал» Государственного Эрмитажа: Да, а потом коллекция, к сожалению, исчезла во время Французской революции, и только в XIX веке постепенно стала собираться. Почему? Потому что инвентарь этой коллекции имел выгравированные номера, и вот по этим причинам постепенно собралось около 125 предметов. Сейчас остальные, к сожалению, неизвестны. При Николае было куплено это ружьё, и оно украшает Рыцарский зал.

Ксения Бобрикова, ведущая: С какого возраста средневековые мальчишки становились рыцарями?

Юрий Ефимов, старший научный сотрудник отдела «Арсенал» Государственного Эрмитажа: Опытный рыцарь, как правило, брал себе в помощники маленьких ребят дворянского происхождения, которых обучал своему рыцарскому искусству. Учили надевать доспех, учили танцевать, играть в шахматы – много чему учили. Постепенно ребёнок подрастал и учился у рыцаря, а далее становился рыцарем. Его посвящали уже где-то в 20-летнем возрасте.

Тимофей Зудин, ведущий: Примеряли доспехи в каком возрасте?

Юрий Ефимов, старший научный сотрудник отдела «Арсенал» Государственного Эрмитажа: Если папа у ученика был достаточно богатым человеком, он мог заказать доспех у мастера. То есть лет в 10.