ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«А теперь о самом заметном событии этой недели. Самом заметном, потому что его заметили все. Называется это событие – возвращение блудной зимы. Есть шедевр Рембрандта – «Возвращение блудного сына». А мы на этой неделе увидели возвращение нашей где-то заплутавшей зимы.
Ведь еще неделю назад мы видели вот эту картинку. Дождь, как в сентябре. Конец января, а у нас, как в песне «Дождиком встретил меня Ленинград». И мы все ходили и думали, куда делась зима? Зима потерялась? Или растерялась?
Но на этой неделе она вернулась со снегопадом, морозом и даже солнцем. Ура! Опять «мороз и солнце – день чудесный!». «И рады мы проказам матушки зимы». Но все-таки с ней в этом году что-то не так. Что происходит с нашей зимой? Почему за эти два зимних месяца мы по два раза прошли круг времен года от осени до зимы и от зимы до весны? Давайте попробуем разобраться и понять, что это: аномалия, феномен или уже привычная картина наших дней в эпоху глобального потепления? Наталья Бандурина продолжит тему».
НАТАЛЬЯ БАНДУРИНА, корреспондент:
«Февраль. Обычно это «достать чернил и плакать». А в настоящем – прекрасный морозный, солнечный день. Двое суток назад было так. А еще две недели назад шли проливные дожди».
За это время мы в ускоренном варианте прожили почти все времена года. Но настоящую зиму у нас все же украли.
У каждого из нас есть личное отношение ко всему, что происходит с погодой. Особенно когда выходишь в январе на крыльцо своего дома, а там цветы расцвели. Именно такую картину и увидел однажды актер кино Даниил Кокин. И это был не художественный вымысел.
Погода будто играла с нами в прятки, испытывала на прочность. В январе вдруг очнулись клещи, которые должны были спать как минимум до мая. Их заметили в Удельном парке. На Гренадерской улице выросли шампиньоны. На самом большом катке Петербурга в январе, скорее, не катались, а плавали. В Гатчинском парке птицы гоголи начали свои брачные игры, потому что подумали, что наступила весна.
Эта зима лишний раз доказала, что пора для нее создавать отдельный музей, чтобы можно было иной раз просто прийти и вспомнить, а какие – они снежинки? Какой формы и размеров бывают, и чем отличается лёд пузырями от того что в виде вермишели. Выставка «Лёд» в «Севкабеле», как раз о том, чтобы не забывали, что зима существует.
Ледобур, удочки, приманка – а что еще необходимо на зимней рыбалке? Конечно, вот такая табличка: «Выход на лед запрещен». Она не то чтобы когда- то кого-то останавливала. Напротив – манила!
Сразу 40 человек оказались оторванными от берега в Курортном районе 2 февраля, их вернули домой, а до этого спасатели сняли с льдины двоих в Онежском озере, работали сотрудники МЧС и в Волховском районе. Рыбаков спасают, но они все равно возвращаются к своим лункам.
Еле заметные маленькие фигурки на фоне белоснежной дали – полотно, которое петербургская зима пишет каждый год вне зависимости от температуры. Это, если можно так выразиться, вечная тема.
Зима вернулась в Петербург 4 февраля. Уже ночью было -15.
Николай – законопослушный рыбак. Лишний раз жизнью не рискует. По тонкому льду не ходит, рыбачит только в проверенных местах. У него всегда с собой телефон, а еще специальные приспособления: если вдруг провалится, то сможет зацепиться за лед и выбраться. И однажды так и было.
И как бы мы не удивлялись, зима 2025 всё же не рекордсмен. Самой теплой она была в 2006 году. 6 декабря столбик термометра поднялся почти до +11 градусов тепла, снег пошел только 10 января 2007 года. Самый теплый Новый год был в 1937 году: в новогоднюю ночь почти 3 градуса тепла, а днем еще на полградуса потеплело и моросил дождь. Самый холодный день в Санкт-Петербурге случился 11 января 1833 года: тогда на градуснике было -35,9°C. В ту пору Пушкин писал «Евгения Онегина». Средняя температура января 1942 года составила -18,7°C (при норме -9°C), а в отдельные дни температура опускалась до -30…-35°C, оттепелей не было. Это была самая страшная блокадная зима.
В январе 2025-го солнце светило всего 13 часов. А вот покататься нормально на лыжах и сноуборде «не светило» совсем любителям горнолыжного спорта. Только в начале февраля сезон все же открыли полноценно. Искусственный снег, конечно, выручает, но атмосфера зимы порой важнее, чем ее имитация.
Наша зима вообще скоро может исчезнуть. Как бы странно это не звучало, но по причине своей самобытности. Петербург – единственный город-миллионник на 60-й параллели северной широты, ближайшие соседи – Хельсинки и Стокгольм. Но несмотря на все это, у них совсем другой климат. Там все так же холодно, а у нас зимы все больше становятся похожи на затянувшуюся осень. Температура воздуха зимой выросла на целых полтора градуса. И тут две причины: глобальное потепление и локальное. Мегаполис сам по себе накапливает тепло.
НАТАЛЬЯ БАНДУРИНА, корреспондент:
«Это называется «городской эффект». В таком городе, как наш, в городе-миллионнике каждый житель потребляет энергию, а она рано или поздно превращается в тепло. А поэтому Петербург и Ленинградская область теплеют быстрее, чем многие области Арктики. Вот теперь и задумайтесь об этом, когда будете в очередной раз включать чайник. А поэтому, когда задают вопрос, а кто же украл у нас зиму, – так мы с вами в том числе».
Пройдет время, и в Петербурге уже никого не удивишь цветами в январе, потому что будет все теплее и теплее. И, наверное, только тогда и закончится в Петербурге и его окрестностях зимняя рыбалка. А значит, и стихийные перемещения на льдинах. У МЧС тогда работы будет меньше, а рыбы в заливе больше. А поэтому, пока есть время, климатологи говорят, что это примерно 20-30 лет, наслаждаемся этими плюсами минусовой температуры. Катаемся на коньках и лыжах. Мерзнем с удовольствием. И продолжаем наблюдать за этой зимой из окна как за невероятно захватывающим сериалом, у которого нет финала.