НИКОЛАЙ ИЛЬЧИШИН, плавильщик драгоценных металлов Петербургского Монетного двора:

Меня сюда по комсомольской путёвке занесло. Набор был внеочередной. В Ленинграде готовились к Олимпиаде-80, ковали медали для чемпионов. Привезли нас сюда работать на Монетный двор, показали, рассказали – работа понравилась, город.

В профессии много освоил буквально за полгода: чистильщика, вальцовщика, транспортировщика, гранильщика, но рвался к мужской профессии, в то время плавильщик – это что-то было такое мужское, очень хотелось освоить эту профессию.

Это интересно, чувствуя что ты можешь в любой момент вмешаться, и всё зависит от тебя. Металловедение – обязательно! По-честному, металл должен чувствовать живое существо. Вроде всё просто, да, как карта: завалил, сплавил. На самом деле – нет, где-то ты даже в сторону отошёл, а я уже подкоркой знаю, что там, какая температура, в каком состоянии сплав.

Прежде, чем сплавить что-то, надо подготовить и печь, и изложницы. Изложницы надо подогреть, после этого смазать, зажать, посмотреть, чтоб там, не дай бог, никуда металл не смог уйти, только после этого уже идёшь в кладовую и получаешь металл.

Производим завалку шифты, процесс плавления, доводим до нужной температуры, размешиваем, берём пробу обязательно. Всё равно это физический труд, но не сдаёмся.

Мы находимся в центре города, в Петропавловке – каждый день идёшь и любуешься. Это история. Она сама по себе уже тут: и в голове, и в теле.