ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«И продолжая эту тему – «О доме думать надо» – давайте посмотрим, а что происходит в нашем доме, в Санкт-Петербурге. И здесь одно из самых обсуждаемых событий, когда мы говорим об итогах года, – это строительство нового разводного моста через Неву.

Мы же город мостов. Мосты для нас – системообразующий элемент в градостроительной политике. И более сорока лет в Петербурге не строили разводных мостов через Неву. 40 лет! Теперь эта пауза прерывается, и мы строим Большой Смоленский мост. Уникальное событие, которое раз в полвека происходит. Но дело в том, что все говорят: в Петербурге строят новый мост. Все говорят. Но никто не показывает, как его строят. А мы покажем и расскажем.

Смотрите специальный репортаж нашей программы со строительной площадки этого уникального инженерного сооружения. Итак. Мост, который изменит Петербург. Как это делается? Антон Цуман продолжит тему».


Ровно год назад мы ещё только представляли себе, как будет выглядеть соединяющий Октябрьскую и Перевозную набережную Большой Смоленский мост. Сегодня мы уже можем не только представить, а своими глазами увидеть, как в Петербурге обретает очертания первый разводной мост 21 века.

Да, ещё в декабре прошлого года на месте этой масштабной стройки был лишь первый закладной камень. Сегодня в шуме работающей техники, движении стрел, кранов можно разглядеть первые опоры и несущие конструкции. Как Петербург обретает новую транспортную артерию, а Нева – новый облик.

Чтобы понять, почему это событие действительно историческое, нужно заглянуть в прошлое, в 18 век, когда на Неве появилась первая постоянная переправа. Исаакиевский мост, который в прямом смысле был наплавным, и в буквальном смысле был сложным составным судном.

Мост наводили в летнее время, на зиму и в период ледохода его приходилось разбирать. Делали это для того, чтобы лёд не раздавил деревянные плашкоуты. Сегодня строительство опор современного моста ведётся непрерывно. Лёд разгоняют не только ледоколами и буксиром, но и специальными инженерными приспособлениями.

Установка опор и сегодня считается одной из самых технологически сложных операций. Основа современного моста – железобетонные буронабивные сваи. В середине 19 века, когда на Неве появился первый постоянный разводной мост – Благовещенский – сваи были деревянными. А разводной пролёт был уникальным для Петербурга того времени – поворотным.

Два человека могли развести пролёты всего за 10 минут. Вот такая лёгкость при массивности конструкций. Причём с момента строительства Благовещенский мост каждый век представал в совершенно новом облике. Что каждый раз отражалось в истории кинематографа. Вот так он выглядел во время революционных событий 1917 года, позже отражённых в фильме «Октябрь» Сергея Эйзенштейна.

Более простым он был большую часть 20 века, когда носил имя Лейтенанта Шмидта. Что можно заметить даже в фильмах конца 90-х.

Такой облик он получил в 30-х годах, когда был перестроен по проекту инженера Григория Передерия. С использованием прогрессивного на то время материала железобетона. Им же был построен и Володарский мост, символом которого до 1992 года были железобетонные арки, которые после реконструкции моста по сей день лежат на берегу Невы в районе деревни Новосаратовка.

Кандидат технических наук, профессор Университета путей сообщения Геннадий Богданов рассказывает – именно в те годы были заложены основы ленинградской школы мостостроения. Массивные опоры, при этом изящные и легкие пролеты. Что можно заметить на примере самого молодого на данный момент разводного моста – Кантемировского, построенного в 1982 году.

И наследие ленинградской школы можно без труда увидеть и в конструкции большого смоленского моста. Так называемые «арки на арках». Такой опыт в российском мостостроении применяется впервые. И в мире можно найти мало подобных примеров из-за инженерной сложности.

Но самые интересные пролёты – разводные. Это – настоящее инженерное искусство. Да, сначала они разводились горизонтально. И первые столь привычные нам сегодня «крылья» вертикального типа разводки появились в 1911 году на мосту Петра Великого. Спустя 100 лет разведённые таким способом пролёты стали одной из визитных карточек Петербурга.

А вот так выглядят современные мощные гидроцилиндры Благовещенского моста, которые приводят в движение многотонные пролёты. Они были установлены при реконструкции 2007 года, заменив собой прежнюю электромеханическую систему из электродвигателей и массивных шестерёнок.

Такой же принцип будет применён и в конструкции разводных пролётов Большого Смоленского моста, которые уже постепенно собирают на специальной площадке у Перевозной набережной.

Как не бывает в мире двух совершенно одинаковых людей, так и в Петербурге нет типовых мостов. Каждый уникален. Под каждый разрабатываются с нуля и разводные пролёты и оборудование. Через год их погрузят на баржи и надвинут на опоры.

Большой Смоленский мост – это не просто новый транспортный объект на карте, а продолжение трёхвековой истории мостов нашего города, без которых Петербург нельзя назвать Петербургом.

Мосты в Петербурге – это и красота, и ритм мегаполиса 21 века. Соединение не только берегов Невы, но и судеб. Отражение непреложного исторического факта – то, что в Петербурге строят мосты, – значит, город живёт. И движется в будущее.