ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«А теперь важная новость для всех, кого волнует судьба исторического наследия Петербурга. На днях Арбитражный суд обязал Мариинский театр отремонтировать дом княгини Шаховской на Садовой улице в течение пяти лет. Напомню, что здание передали театру в 2014 году под создание гостиницы для приглашенных артистов, но оно находится в стадии разрушения и по сей день. А этот дом уникален, потому что это один из немногих петербургских адресов Лермонтова. Именно здесь жил поэт, и именно здесь, для справки, он написал свой знаменитый манифест «На смерть поэта»! И музей Михаила Лермонтова должен быть здесь обязательно. Петербуржцы другого варианта не поймут.
Так что решение суда есть. Обязательство Мариинского театра за 5 лет привести дом в соответствие с требованиями КГИОП есть. Осталось только дождаться его исполнения. И, безусловно, одним из главных факторов для Мариинского театра станет финансирование этого проекта. Для его реализации нужен очень серьёзный бюджет. Будем ждать реакции Мариинского театра.
Но бюджет самого театра в эти дни пополняется. И одна из статей дохода – это продажа билета на культовый балет «Щелкунчик». И сейчас этим щелкунчик-бумом охвачены все балетные труппы всех театров России: от Большого до Михайловского.
Итак. Нашествие Щелкунчиков. Зачем они пришли? Чтобы забрать наши деньги? Или подарить зрителям предновогоднее чудо? Почему в театрах на «Щелкунчика» такие сумасшедшие цены? Что это: ажиотаж, рыночные отношения или откровенная спекуляция? Найдем ответ на вопрос, а почем нынче Щелкунчики? Главный наш театральный аналитик Иван Уваров разбирался в этих вопросах».
ИВАН УВАРОВ, корреспондент:
«Любое литературное произведение имеет пролог, завязку, кульминацию и развязку. Клавир балета строится точно по такому же принципу. По этому принципу мы построим и этот репортаж. Итак. Пролог. Или, как говорят в балете, увертюра».
УВЕРТЮРА
Типичная картина предновогоднего вечера у исторической сцены Мариинского театра. Очередь на балет «Щелкунчик».
В Москве, в Большом театре, на этой неделе «Щелкунчиков» давали днём. Публика торопится. Опаздывает. Спешит. Бежит навстречу высокому искусству.
75 тысяч один билет! Один! Получается, что предновогодний «Щелкунчик» – это сказка для богатых? Но все же, почему не жалко денег?
Билет в партер на «Щелкунчик» в Мариинском театре – 30 тысяч рублей. В Михайловском – столько же. Большой театр – 50 тысяч. Пермский – 20 тысяч рублей. Вот такие новогодние цены. Не может билет на спектакль стоить столько же, сколько месячная зарплата человека – так отреагировал на цены один из главных «Щелкунчиков» мира – Николай Цискаридзе.
Это Жанна – театральный обозреватель и распространитель билетов. То есть в ее руках сейчас самые выгодные места на «Щелкунчик». Билеты, которых не достать. Билеты, цена на которые чересчур завышена.
Вот и получается, что с одной стороны «Щелкунчик» – это главная рождественская сказка и неотъемлемый символ Нового года наряду с иронией судьбы и оливье. А с другой стороны – щелкунчик маркетинговый ход, и источник заработка перед Новым годом.
МАРШ
Только до конца декабря в Мариинском театре дадут 22 щелкунчика. В Михайловском – 12. В Эрмитажном – 17. Щелкунчики шествуют по Петербургу своим маршем.
Такое количество спектаклей «Щелкунчик» опасно для ног артистов – заявил бывший художественный руководитель Кировского театра, а затем Большого Юрий Григорович. Театры в погоне за предновогодней выгодой забывают о главном: о волшебной силе искусства. Которую нужно беречь и лелеять.
Быть на высоте чувства с каждым выходом на сцену все сложнее и сложнее. Для солиста балетной труппы Михайловского театра Эрнеста Латыпова это очередной предновогодний «Щелкунчик». Конечно, он не расскажет о том, что устал. Перед спектаклем все мысли только об одном – о высоком.
По театру дадут третий звонок, и он вновь отправится восхищать зрителя. Наш, только наш волшебный и неповторимый «Щелкунчик» на всех сценах предновогоднего Петербурга.
А это Английский национальный балет. Премьера! Феминистская интерпретация «Щелкунчика». Маша не принимает помощь «Щелкунчика» – сама справляется с мышиным королем. Как истинная феминистка. А русский танец здесь заменили на украинский. Вот такая культура отмены.
ДИВЕРТИСМЕНТ
Только сумасшедший человек сможет написать настоящую сказку. Так в 1816 году подумал друг Эрнеста Теодора Амадея Гофмана. И попросил его сочинить историю для своих детей. Писатель, конечно, старался сдерживать себя, но остался верным себе. Работал, как и всегда, по ночам. От придуманных жутких образов сам не мог заснуть. Поэтому и сказка вышла совсем не детской.
Прямо скажем, читать такое ребенку рискнет не каждый родитель. Но это оригинал, переведенный на русский язык. Юрий Поринец – доцент кафедры зарубежной литературы университетам имени Герцена. Открывает мне истинный финал, задуманный Гофманом.
Но мы привыкли к другому финалу Щелкунчика. Воскликнет каждый из вас – и будет прав. Потому что в середине 19 века Дюма-отец сочинит свой – вольный пересказ этой истории на французском языке. Сгладит углы. И, по сути, создаст ту версию, которую мы все с вами знаем.
Мариус Петипа немецкого языка не знал. Поэтому француз либретто к «Щелкунчику» писал, опираясь на французский перевод Дюма. Вот так «Щелкунчик» стал одним из символов нового года.
АПОФЕОЗ
Да, все в этом мире нестабильно, все течет, все изменяется. Но есть постоянные константы, на которых, может быть, и держится этот мир. Одна из таких констант – предновогодние дни, « Щелкунчик». В чем феномен такого успеха и такой популярности этой истории?
И пусть эта версия будет ответом на вопрос о главном феномене волшебства и популярности истории про Машу и Щелкунчика, который все-таки и есть тот самый прекрасный Принц. Не во сне – наяву. А ажиотаж и ежегодная шумиха вокруг цен на билеты – не что иное как суета, которая, наверное, многим из нас необходима в преддверии Нового года. А еще – спрос всегда рождает предложение. И вся эта история с «Щелкунчиком» – модель нашего современного общества. Общества потребления. Безумное отношение к этой жизни. Люди готовы на всё, лишь бы перед новым годом увидеть балет «Щелкунчик» за баснословные десятки тысяч рублей. Вот она – волшебная сила искусства.