ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«А теперь возвращаемся к теме, с которой мы начинали. Зима пришла… И сразу ушла. Но мы успели за это время вспомнить о том, чем можно заняться зимой в нашем городе. Теперь, главное, не забыть об этом. Ведь зимний Петербург – это не просто другой Петербург. Это особый мир. Это и шикарные с точки зрения прогулок пригородные парки. Бесчисленные катки: и крытые, и открытые. Это и замёрзшая Нева, которая в различные эпохи была одним из главных эпицентров всех зимних забав в Петербурге, начиная с идеи Анны Иоанновны построить здесь ледяной дом. Это и горки в Адмиралтействе, а сейчас на Дворцовой. Это и знаменитый Дед Мороз у Гостиного двора, который мы помним со времён Ленинграда. Одним словом, «и рады мы проказам Матушки-зимы».

Итак, зимний Петербург. Особый город с особой эстетикой, развлечениями, радостью и эмоциями. Осталось только дождаться, когда же мы, наконец, его увидим – этот зимний Петербург. Наталья Медведева – главная Снегурочка нашей программы – расскажет подробнее про эту тему».


НАТАЛЬЯ МЕДВЕДЕВА, корреспондент:
«Наконец-то она пришла – зима. Не календарная – настоящая, снежная! Давайте отправимся в прошлое, чтобы понять, как в разные эпохи менялся Петербург зимой. Путешествие начинается».

Ледяные блоки, как кирпичи, укладывают друг на друга. А потом склеивают их водой, как цементом. Этой технологии уже почти 300 лет. Именно так в 1740-м году возводили стены ледяного дома Анны Иоанновны.

Это особая, императорская забава – настоящий ледяной дом. Его построили для свадьбы шутихи Авдотьи Бужениновой и князя Михаила Голицына. В этом доме мебель, посуда, даже игральные карты – все было изо льда. Сегодня создавать такие шедевры при помощи современных технологий стало значительно проще.

Пилы скульпторов входят в глыбы льда, словно горячие ножи в масло. Эти прозрачные стены – будущие экспонаты фестиваля ледовых скульптур в Петропавловской крепости. Пройдет еще неделя, и здесь появится настоящий ледяной город. Чем не зимняя забава?

Имперский Петербург. Зимой город перемещается на лед рек и каналов. Здесь и каток, и шумная ярмарка, и огромная горка. Высотой несколько десятков метров.

Лед был настолько крепкий, что зимой перед Стрелкой Васильевского острова размещали ипподром. Здесь проходили гонки на тройках.

Замерзшая Нева превращалась в главный проспект города, по которой ходил ледовый трамвай. Сначала он работал по принципу американских горок. Рельсы укладывали под наклоном. Вагон выгружали наверх и толкали. Вместе с пассажирами он скатывался по рельсам. И под действием силы тяжести ехал до противоположного берега Невы. Затем трамвайные вагоны подключили к контактной сети, которая крепилась на деревянных столбах, вмороженных  в лёд.

Тогда ледовый трамвай за сезон перевозил 900 тысяч пассажиров. Что просто немыслимо для века 21-го. В наше время трамвай или ярмарка на Неве – это что-то из области фантастики. Выход на лёд строго запрещен.

Каток в Таврическом саду. В середине 19-го века – самый знаменитый петербургский лед. Был сценой для знакомств светской молодежи. Место неформального общения. И даже флирта.

Сегодня, спустя сто лет, лёд в Таврическом саду – вновь место притяжения. Здесь не ждёт светская публика. Только спокойные катания семей и одиночек.

Для Петербурга коньки – это больше, чем спорт или развлечение. Это почти ритуал, который красной нитью проходит через века. И если сегодня возрождать традиции императорской зимы, то только так – на катке или на горке.

Главная горка Петербурга на Дворцовой площади. Горка тогда, как и сейчас, – важная часть зимней жизни Петербурга. А она спустя столетия, сохраняет свои традиции и почти не меняется.

Вячеслав Юрьевич стоит на лыжах уже 55 лет. Зимой Лыжные стрелы – это бренд и тренд ленинградской молодежи. Едем в Токсово. Как говорит Вячеслав Юрьевич, это Мекка ленинградских лыжников. Здесь повсюду лыжные базы. В трех километрах от нас Кавголово – главный зимний лыжный курорт. Именно здесь проходили знаменитые «Кавголовские игры» по лыжному двоеборью и прыжкам на лыжах. В эпоху Ленинграда – одно из самых престижных международных соревнований в мире. С большого кавголовского трамплина начинался полёт к победам не только многих наших спортсменов.

С наступлением 90-х крупные объекты спортивной инфраструктуры пришли в упадок. Как следствие, чемпионов стало меньше. Для нашего города, самого Северного города-миллионника, лыжи – образ жизни. Они несут в себе дух города, выносливость, целеустремленность. В любую эпоху.

А как радуется зиме подрастающее поколение? Тренировка по футболу Центра спорта Приморского района. В декабре, на улице. Сначала отрабатывают футбольные элементы. А дальше – самое интересное.

На этой площадке Александр – и тренер, и аниматор. Современные дети разучилось самостоятельно играть на улице. Собраться и поиграть в снежки без взрослого вряд ли смогут. Им просто надо показать, какой может быть зима.

Снежки – это настоящая битва за свободу и эмоции. Чтобы понять их, надо прочувствовать на себе, как и любую зимнюю забаву.

Есть что-то неизменное в том, как человек радуется первому снегу, как горят его глаза, когда он съезжает с горки или когда играет в снежки. Зима хранит память о каждом веке. Да, могут меняться эпохи, время, традиции и зимние забавы, но эмоции, радость от первого снега, ощущение чуда, и конечно, главные символы зимы – Дед Мороз и Снегурочка – были, есть и будут.

На следующий день после съемок этого репортажа в Петербурге посреди декабря пошёл дождь – в этом особенность Петербурга. Наш город никогда не перестаёт удивлять. А мы даже в такую не зимнюю погоду продолжаем  верить в чудо. Для этого не нужны ни снег, ни лед. Особенно перед Новым годом.