В гостях у программы «Утро в Петербурге» Дмитрий Мильков, продюсер, автор идеи спектакля «Шаляпин в роли Шаляпина» и Тина Тарусина, актриса, автор кавер-версий к спектаклю.

Василий Киров, ведущий: Продолжаем знакомить с новостями первого фестиваля имени Фёдора Шаляпина «Дар», который в эти дни впервые проходит в нашем городе. И сегодня поговорим о спектакле «Шаляпин в роли Шаляпина».

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Это необычная история – переосмысление судьбы великого баса через призму его жизни.

Василий Киров, ведущий: Первый вопрос, наверное, действительно простой и необычный. Где в спектакле Шаляпин? Потому что мы видим исключительно только девушек-героинь спектакля.

Дмитрий Мильков, продюсер, автор идеи спектакля «Шаляпин в роли Шаляпина»: Поэтому Шаляпин везде. То есть и нигде, и везде. На самом деле, действительно, это не биографический спектакль. Действительно, Шаляпина, такого настоящего Шаляпина не будет. Но причина именно проста, что мы как раз хотели изначально увильнуть от такой, меня лично всегда раздражающей истории, когда все смотрят и думают: «А похож – не похож? А голос? У него все-таки послабее голос. А интересно, кто озвучивал?» И так далее. Поэтому этого у нас ничего не будет, но при этом все-таки наши актрисы чудесные, Тина и ее коллеги – это семь прекрасных актрис драматических, но прекрасно поющих. Они, в общем, и будут играть Шаляпина. Другое дело, что мы не будем пытаться, конечно, чтобы они пели басом.

Василий Киров, ведущий: Тина, расскажите тогда о своем персонаже тоже в том числе.

Тина Тарусина, актриса, автор кавер-версий к спектаклю: Смотрите, вот Дима правильно сказал. Мы будем по очереди иногда играть Шаляпина, а иногда все вместе, иногда группой.

Василий Киров, ведущий: То есть это не будет, скажем так, общение девушек как с неким образом Шаляпина? Вы прям будете исполнять Шаляпина?

Тина Тарусина, актриса, автор кавер-версий к спектаклю: Нет, мы фантазируем. Это фантазия на тему. То есть мы размышляем о том, как Шаляпин готовился к ролям, как он работал над ними, как он впервые попал в хор. В общем, я не буду рассказывать все. Но разные ситуации из жизни Шаляпина, и в целом про актерскую судьбу, про актерскую профессию. И в целом, мне кажется, спектакль получается про то, как человек верил в свою идею, какая у него была цель, мечта, желание, он шел наперекор.

Василий Киров, ведущий: Женский взгляд будет или нет?

Дмитрий Мильков, продюсер, автор идеи спектакля «Шаляпин в роли Шаляпина»: Не совсем. Речь идет о том, что всякий раз актриса будет как бы начинать, по сути дела, с себя. Но как это свойственно актерскому ремеслу, когда актер начинает всерьез и с интересом погружаться в чью-то судьбу, пытаться понять эту судьбу, разгадать в том числе своего коллегу, пускай из прошлых лет, то постепенно как бы он становится им. То есть как бы это же свойственно актерам, когда актер примеряет в каком-то смысле себя, проживает. И здесь это произойдет на сцене.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Какой музыкальный материал используется в спектакле? Вы автор аранжировок, кавер-версий?

Тина Тарусина, актриса, автор кавер-версий к спектаклю: У нас есть чудесный драматург Витя Бугаков, он написал пьесу, и в этой пьесе уже были различные персонажи, собственно говоря, мы и будем этими персонажами, кто-то будет Доном Базилио, кто-то Дон Кихотом.

Дмитрий Мильков, продюсер, автор идеи спектакля «Шаляпин в роли Шаляпина»: Пройдемся по всем главным ариям.

Тина Тарусина, актриса, автор кавер-версий к спектаклю: И драматург уже выбрал какой-то музыкальный материал.

Василий Киров, ведущий: Кавер-версии в каком стиле?

Тина Тарусина, актриса, автор кавер-версий к спектаклю: У нас по-разному, есть что-то в более народном стиле, если это хоровая история. То есть у нас а капелла и романсовая стилистика, а потом постепенно мы уходим и в блюз, у нас есть с рок-н-роллом, и есть французский шансон. И мы сделали один трек прямо электронный, он будет, так скажем, в стиле хип-хоп, это Ария Мефистофеля.

Василий Киров, ведущий: Расскажите, собственно, об образах, модельером которых стал Стас Лопаткин.

Дмитрий Мильков, продюсер, автор идеи спектакля «Шаляпин в роли Шаляпина»: Для меня, например, это вообще предмет гордости – это та команда, которую удалось собрать, это действительно группа «Сестра Петра», все актрисы, две девушки-музыканты, также это Стас Лопаткин, автор всех костюмов, знаменитый петербургский модельер, это Павел Игнатьев, который вместе со Стасом занимался сценографией, это Саша Чилидзе, который ставил движения, это Маша Фоменко, которая сделала видео-арт. А, возвращаясь к музыке, это еще, конечно, Артур Зобнин, композитор, вообще такой культуртрегер, можно сказать, музыкальный, который помимо вот Тининых кавер-версий написал саунд-дизайн, как мы называем, звуковой дизайн для спектакля, исключительно современный. Там и мелодии, и звуки, и шумы, и отрывки из шаляпинских записей, потому что, слава богу, их сохранилось немало. В общем, такой вот голос прозвучит, но тоже в интерпретации Артура Зобнина.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Вы сказали, что спектакль небиографический, но, тем не менее, при подготовке, наверняка, вы погрузились в историю жизни, в основные творческие вехи этого человека, этого феномена, я бы сказала, русской культуры. Может быть, вам он открылся с какой-то новой неклассической стороны? Что-то удивило в его судьбе?

Дмитрий Мильков, продюсер, автор идеи спектакля «Шаляпин в роли Шаляпина»: Шаляпин личность очень большого масштаба в русской культуре. На неё можно посмотреть с очень разных сторон, и мы в данном случае не претендуем на то, чтобы рассказать о Шаляпине вообще. Мы взяли то, что интересно нам, и то, что, как мне кажется, должно быть интересно всякому зрителю. Мы смотрим на Шаляпина, как на человека, которому судьба не уготовила, казалось бы, ничего. Он родился за углом, и даже за углом не было, это было где-то в другом городе, в другом измерении, в другой жизни, как мы говорим. Судьба и уготовила ему, в общем, бедность, естественно, полную безвестность. Отец все время мечтал о том, хотя мечтал о судьбе сына, он не так часто, что Федя станет дворником. И тогда, может быть, не сопьется и как-то доживет лет до тридцати, не замерзнув где-нибудь в сугробе. Но Шаляпин, как тот самый Мюнхгаузен – это вот для нас. У нас такой человек, вытащивший сам себя за волосы, благодаря работоспособности, невероятной упорству, веры в себя и, как он говорил, умению видеть сны. Но не просто видеть сны, а пытаться воплотить их в реальность. И мы говорим, что мы делаем спектакль, в общем, про каждого из нас. Мы делаем спектакль про то, что каждый человек может изменить свою судьбу, а может сказать, что мы никогда не знаем своей судьбы. Поэтому, если нам кажется, что судьба наша такая вот незавидная, то может быть мы просто сильно ошибаемся, и нужно просто пытаться опять же тянутся куда-то выше, брать планку.

Василий Киров, ведущий: То есть такой спектакль-мотивация для каждого человека, для каждого зрителя, скажем так, на примере Федора Шаляпина.

Дмитрий Мильков, продюсер, автор идеи спектакля «Шаляпин в роли Шаляпина»: Один мой приятель, выслушав мои монологи, сказал: «Дима, я правильно понимаю, что у тебя мотивационный спектакль?» Я сказал: «Правильно».

Тина Тарусина, актриса, автор кавер-версий к спектаклю: Мне кажется, что классно, что у нас очень молодая команда, у нас очень молодой режиссер Саша Мамкаева. И в принципе, у нас такая команда, скажем, которая может молодость этой истории подарить.