Тимофей Зудин, ведущий:

Борис Григорьев «Портрет Всеволода Мейерхольда».
Первое, что бросается в глаза при взгляде на картину — неестественная изломанная поза знаменитого режиссёра, что объяснимо, ведь Мейерхольд был автором системы биомеханика, которая учит актёра виртуозно владеть своим делом.
Костюм, видимо, продиктован ролью в кинофильме «Портрет Дориана Грея», которую артист сыграл за год до этого. На руке у него маска — в ней он часто выходил на сцену.
Не сразу можно заметить, что режиссёр на картине не один, их двое. Второй изображён в алом восточном костюме, а в руке держит лук. Это не случайно. В начале Первой Мировой войны Мейерхольд был увлечён пантомимой под названием «Охота», в которой искали неведомую птицу.
Красный и чёрный. Что это? Две стороны натуры режиссёра и революционера? Или очень петербургская тема двойника, заявленная ещё Достоевским?
Современники утверждают, что оба портрета были написаны во время репетиции в студии на Бородинской улице. Где часто бывал Григорьев. Мейерхольд показывает актёрам правильные движения. Отсюда такие позы и взгляд, который как бы косит в зал. Мол «Вам всё понятно?»
Художник и режиссёр дружили. Были близки. Их объединял поиск нового языка, тяготение к гротеску. Но оригинальные постановки Мейерхольда мы, увы, увидеть не можем, а картина Григорьева здесь в Русском музее.