В гостях у программы «Утро в Петербурге» Ольга Разина, заместитель генерального директора по производству тематических программ и специальных проектов телеканала «Санкт-Петербург» и Михаил Дединкин, заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.
Тимофей Зудин, ведущий: Мы хотим напомнить нашим зрителям, что эта неделя для нашего города и нашего телеканала особенная. 260 лет назад было положено начало одному из величайших музеев не только России, но и мира — Государственному Эрмитажу. И уже более двух с половиной веков этот музей формирует культурный ландшафт всей нашей страны.
Ксения Бобрикова, ведущая: 7 декабря, в день Святой Екатерины, в 22 часа 30 минут смотрите на телеканале Санкт-Петербург специальный телепроект — посвящение Государственному Эрмитажу «Эрмитаж 260».
Тимофей Зудин, ведущий: Михаил Олегович, почему именно 7 декабря день Эрмитажа?
Михаил Дединкин, заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: День Святой Екатерины. Это день, который выбран в качестве начала праздников. Главные наши торжества проходят между двумя датами – День Святой Екатерины и День Святого Георгия. Это День Георгиевского зала, День Зимнего дворца.
Ксения Бобрикова, ведущая: Расскажите нашим телезрителям, что же случилось 260 лет назад? Что стало отправной точкой для создания Эрмитажа?
Михаил Дединкин, заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Случилась не случайная случайность – была приобретена и привезена в Петербург коллекция живописи, которая изначально собиралась для прусского короля Фридриха II, но волею судеб оказалась в Петербурге и стала началом вот этой мощной кампании, которую развернула в течение нескольких десятилетий Екатерина, собирая для России художественные сокровища по всей Европе.
Тимофей Зудин, ведущий: А что с этой коллекцией происходило в дальнейшем? И можно ли увидеть из нее какие-то полотна в основной экспозиции сегодня?
Михаил Дединкин, заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Конечно, она никуда не делась, стала основой картинной галереи. Это была идея Екатерины — создать универсальный музей, который охватывает всю историю человечества – от античности до современного искусства. И художественная коллекция Гоцковского была не коллекцией как таковой, она была основой для того, чтобы по этой канве вышивать дальше. Екатерина очень талантливо справлялась с этой задачей. От этой случайной, в общем, покупки дальше она перешла к систематическому коллекционированию, для того чтобы здесь, в Петербурге, можно было увидеть универсальную картину художественной истории европейской цивилизации.
Ксения Бобрикова, ведущая: Ольга Александровна, Эрмитаж для Петербурга – это больше, чем музей, это часть нашей городской жизни, культуры, место, где представлен вообще срез всех культурных слоев. Кажется, самая сложная задача – это выбрать, что показать, о чем рассказать. На какие проекты Эрмитажа вы бы особо обратили внимание?
Ольга Разина, заместитель генерального директора по производству тематических программ и специальных проектов телеканала «Санкт-Петербург»: Это действительно очень сложная задача, и это еще очень большая честь для нашего канала, потому что нам оказано невероятное доверие со стороны главного музея страны – одного из величайших музеев мира. И это уже такая большая традиция, можно сказать, и особенно важно, что теперь наш проект и наше участие стало тоже отдельным пунктом в программе «Дни Эрмитажа». Михаил Борисович часто говорит, что есть гордость, а есть гордыня, и можно ее преодолевать через религию или через музеи. Мне кажется, что мы, как телеканал, испытываем большую гордость за то, что Эрмитаж доверил нам такой подробный рассказ о своей деятельности. Действительно, это сложнейшая задача – выбрать. И, с одной стороны, хочется описать все, что было раньше, и даже, может быть, недавно. Например, обратиться к выставке фламандского натюрморта, о которой мы с таким удовольствием рассказывали еще в июле. Но мы выбрали две генеральные линии. Основная из них раскрывает идею, что Эрмитаж – это действительно не просто музей, а это то место, которое влияло и на историю, и на ландшафт, на архитектуру, на развитие страны, на развитие общественных институтов. То есть Эрмитаж – это то место, которое вообще формировало и культурное, и общественное пространство нашей страны, а может быть и шире. Это одна линия. А вторая – это эмоциональное воздействие Эрмитажа. Эрмитаж как вдохновение, Эрмитаж как лекарство, Эрмитаж как эликсир, Эрмитаж как источник. И эта линия будет раскрываться, может быть, скорее не с событийных, не с экспертных ракурсов, а из личного опыта самых разных людей, для которых действительно Эрмитаж является источником и смыслов, и эмоционального какого-то равновесия.
Тимофей Зудин, ведущий: Эрмитаж постоянно нас радует новыми выставками, и наши зрители одними из первых увидят экспозицию «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия». Почему в дни торжеств, в юбилейные дни Эрмитажа решили представить собрание работ именно этого мастера?
Михаил Дединкин, заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Это замечательный немецкий романтик. Собственно, весь немецкий романтизм в изобразительном искусстве главным образом сконцентрирован в его творчестве. За пределами Германии его творчество представлено только в России, более того, преимущественно в Эрмитаже. В этом году исполняется 250 лет со дня рождения этого великого мастера, и прошел целый ряд выставок в Германии. Мы завершаем этот годичный цикл выставкой, которая когда-то нами задумывалась вместе с немецкими коллегами, но мы великолепно справились и сами.
Ксения Бобрикова, ведущая: Я думаю, что наши постоянные телезрители видят, что телеканал Санкт-Петербург с Эрмитажем связывает много совместных проектов. Это и «Телемарафон», и наша еженедельная рубрика с прямыми включениями «Эрмитаж. Говорим и показываем». Ольга Александровна, у вас есть на будущее какая-то мечта, какое-то пожелание, задумка, связанная с Эрмитажем?
Ольга Разина, заместитель генерального директора по производству тематических программ и специальных проектов телеканала «Санкт-Петербург»: Мечта первая. Завтра, 7 декабря, в максимально ответственные моменты для Эрмитажа и для нас провести большой специальный эфир. Даже нельзя назвать это марафоном. Действительно, Эрмитаж позволил нам, в том числе как телевидению реализоваться как средство выразительного самодостаточного высказывания, где мы не просто рассказываем о том, что происходит, а пытаемся проникнуть в смысл и перенести наших зрителей в атмосферу Эрмитажа, дать им почувствовать сопричастность. Поэтому, наверное, сейчас мечта – с достоинством выполнить эту задачу. Мы будем к ней обращаться в соответствии уже с нашим опытом и с нашими традициями, которые сложились за 5 лет, поместим студии в совершенно необычных, эксклюзивных, можно сказать, местах. Основная площадка для разговора — Угловой зал, где находятся шедевры, в том числе из коллекции Гоцковского, о которой вы говорили. Картины Гольциуса «Адам и Ева» и «Крещение», в принципе, будут присутствовать всегда, станут частью нашего эфира, который создаст атмосферу продолжения этих традиций. Обращаясь опять к словам Михаила Борисовича Петровского, в принципе, мы используем некие новаторские формы, для того чтобы сохранять традиции, для того чтобы современным языком, какими-то понятными сегодня средствами подчеркнуть то, что мы все знаем об Эрмитаже, что действительно это и сокровищница, и достояние, и наша история. И, как опять-таки говорит Михаил Борисович Петровский, это матрица патриотизма, поскольку на теме Эрмитажа, на его истории и предметах можно действительно понять, что такое по-настоящему любовь к Родине.
Тимофей Зудин, ведущий: Эрмитаж у каждого свой, у всех есть свои любимые уголки, залы, работы, и в нашем эфире актеры, музыканты, звезды отвечают на вопрос: «Какой он, ваш Эрмитаж?» И мы хотим этот вопрос адресовать вам.
Ольга Разина, заместитель генерального директора по производству тематических программ и специальных проектов телеканала «Санкт-Петербург»: Я уже столько прослушала мнений об Эрмитаже, готовясь к этому эфиру, и, в общем-то, могу сказать, что готова подписаться под каждым. Что действительно это и любовь, и чувство, и разум, и это то, что примиряет тебя с какими-то сложностями, то, что дает тебе какие-то совершенно невероятные мысли. По опыту могу сказать, что Эрмитаж – действительно источник. В какие-то трудные моменты или в моменты усталости, или даже после наших эфиров кажется, что мы уже прожили какую-то целую большую жизнь и провели какое-то невероятное количество времени в Эрмитаже. Когда все это заканчивается, на следующий день, как правило, иду в Эрмитаж. Уже просто тихо, спокойно, индивидуально, потому что я понимаю, что именно там я могу восстановиться и действительно начать думать о чем-то другом.
Ксения Бобрикова, ведущая: Михаил Олегович, ответ – «работа» не считается.
Михаил Дединкин, заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Это не работа, это атмосфера, это мир. Эрмитаж – вселенная, и это не пустые слова. Это то место, где ты всегда можешь найти то, что тебя искренне удивит и потрясет, это первое. Ну и, конечно, Эрмитаж для меня, как для человека, который там работает уже много десятилетий, это мир тишины, безлюдный Эрмитаж.