ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВ, художник-реставратор Музея Академии художеств:

Снимается старый клей. Состав, с которым мы работаем, ещё проникает внутрь и делает дополнительно укрепление межслойное в тканях. Над этим кусочком я работал в своё время дня два.

Сантиметр за сантиметром художники-реставраторы Ольга и Павел очищают тыльную сторону полотна «Избиение младенцев» Луки Джордано. Работы накопилось много. Последний раз дублирующий холст произведения XVII века меняли около 250 лет назад.

ОЛЬГА ХАРИТОНОВА, художник-реставратор Музея Академии художеств:
Мы и называем это основой. И холст – это, к сожалению, первая статья, которая страдает у картины, потому что он из натуральных тканей, натуральных материалов. Клей – это все очень быстро окисляется. И лет через сто каждая картина требует, в принципе, дублирования.

Полотно «Избиение младенцев» попало в Россию в 1769 году, его приобрела Екатерина II для коллекции Эрмитажа. Сюжет картины повторяется и на другом произведении Луки Джордано — оно выставлено в музее Прадо в Мадриде. Вот только петербургскую «вещь» широкая публика не видела около ста лет. Большой выход в свет запланировали осенью 2025 года — на выставке в Москве, посвященной итальянскому живописцу. Художники-реставраторы наводят красоту вот уже 1,5 года.

ОЛЬГА ХАРИТОНОВА, художник-реставратор Музея Академии художеств:
Холст очень тонкий для картин этого периода. Он очень тонкий и поэтому очень капризный. Его если недостаточно сильно растянешь, он начинает фалдить. А если слишком сильно растянешь, он может порваться.

ЕКАТЕРИНА СКРЕБЦОВА, корреспондент:
Перед началом операции холст надежно фиксируют на столе. С лицевой стороны укрепляют осетрово-медовым клеем. Главный инструмент в руках художника-реставратора — скальпель.

Под слоями клея Ольга и Павел открыли послание из прошлого — рукописный шифр. Его значение – загадка, впрочем, как и точный год написания полотна. Зато с путешествиями картины Луки Джордано ясности куда больше.

ВЕРОНИКА БОГДАН, научный сотрудник — хранитель фонда живописи Музея Академии художеств:
Этот фрагмент холста как раз и говорит нам о некоторых передвижениях этой картины. Вот мы видим голубой краской номер Гатчины. Сверху белой краской номер Академии художеств. А 4-значный номер пока для нас загадка, и мы будем исследовать, что он означает. Возможно, это история картины до её попадания в Россию, скорее всего.

Пока исследователи ищут ответы на вопросы прошлого, художники готовят полотно к событиям будущему. На повестке — московские гастроли и отреставрированная жизнь в коллекции Музея Академии художеств.